АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ и ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ звуков
10 ОШИБОК и 10 ПРАВИЛ автоматизации звуков:
1 Ошибка. Звук начинают автоматизировать, когда ребенок его изолировано его произносит не четко.
Правило 1: Звук можно начитать автоматизировать только тогда, когда ребенок может произносить его изолировано четко при много кратном повторении.
2 Ошибка. Звук автоматизируют без подготовительных упражнений.
Правило 2: Перед выполнением упражнений на автоматизацию звука необходимо выполнить упражнения для правильного артикуляционного уклада или артикуляционную гимнастику. Эти упражнения укрепляют и разогревают речевые мышцы, формируют правильный артикуляционный уклад, делают движения мышц языка, щек и губ точными.
3 Ошибка. Автоматизируют несколько звуков, которые ребенок путает в речи.
Правило 3: Нельзя одновременно автоматизировать звуки, которые ребенок путает в речи, а так же звуки принадлежащие к одной группе. Так, как у таких детей нарушен фонематический (речевой) слух. Работу по автоматизации звука у ребенка с нарушенным фонематическим слухом необходимо разделить иначе ребенок постоянно будет пытаться произнести один звук вместо другого.
Нельзя у ребенка с нарушенным фонематическим слухом автоматизировать одновременно:
· звуки из групп шипящих и свистящих (С, З, Ц, Ш, Щ, Ч);
· губно-зубные звуки (В, Ф);
· сонорные звуки (Р, Л);
· заднеязычные звуки (К, Г, Х).
При нарушенном речевом слухе можно автоматизировать одновременно:
· звуки из группы свистящих и звуки из группы заднеязычных;
· звуки из группы шипящих и звуки из группы сонорных;
· звуки Д, Т и сонорные звуки.
4 Ошибка. Звук автоматизируют в словах, скороговорках и предложениях, а так же используются сложные слова (например: трансформатор, эквилибрист).
Правило 4: В работе над автоматизацией звука необходимо придерживаться строгой последовательности, сначала звук автоматизируется в более легких артикуляционных позициях, затем в более сложных.
Последовательность автоматизации звуков:
Автоматизация звука в слогах:
· открытых слогах (ША, ШО, ШУ);
· закрытых слогах (АШ, ОШ, УШ);
· в интервокальной позиции (АША, ОШО, УШУ).
Автоматизация звука в словах:
· в начале слова (шапка, шея);
· в конце слова (камыш, финиш);
· с средине слова (ошибка, машина);
· в словах со стечением согласных (бабушка, матрешка).
Автоматизация звука в предложениях (Малыши шагают в школу).
Автоматизация звука в стихотворениях.
Автоматизация звука в скороговорках.
Автоматизация звука в самостоятельной речи.
5 Ошибка. Ребенка просят повторять слова, слоги и предложения без показа артикуляции.
Правило 5: Автоматизировать звук по подражанию. В работе над автоматизацией звука, а особенно в самом начале необходимо чтобы ребенок повторял следом за взрослым, и смотрел как ему показывают правильную артикуляцию. Для того чтобы ребенок научился сам контролировать свое произношение автоматизируйте звук перед зеркалом. А так же на начальных порах необходимо, утрированно выделять звук (например: Ш-Ш-Ш-Ша, Ш-Ш-Ш-Шапка).
6 Ошибка. Звук автоматизируется на одном и том же материале.
Правило 6: Как только ребенок научился справляться с одним видом заданий, необходимо сразу же переходить к другому более сложному. Особенно никогда не следует долго засиживаться на переходе от изолированного произношения к автоматизации звука. Работа над изолированным произношением не должна превышать 4 занятий.
|
|