Омбудсман Павел Варваржовски обратил внимание на то, что количество
цыганских детей в спецшколах непропорционально количеству цыган в
чешском обществе. Исследование показало, что в школах для детей с
отклонениями в развитии находится 35 процентов цыганских детей, тогда
как всего в стране цыган – от 1, 4 до 2, 8 процентов. По мнению
Варваржовского, такой высокий процент доказывает, что цыганских детей
отправляют в эти школы без релевантного отбора. Именно за это Чешскую
Республику и критикует Европейский суд по правам человека.
В исследовании приняли участие 67 школ. Во время посещений работников
канцелярии омбудсмана в школах присутствовали 2801 ученик, из которых 908
были цыганской национальности. По оценкам классных руководителей,
этот процент – еще выше.
Народный адвокат считает это дискриминацией и планирует предложить
министерству образования меры по исправлению ситуации. Во-первых,
принимать в «практические» школы лишь детей с доказанными проблемами
со здоровьем. Во-вторых, он предложил министерству обязать школы до 1
сентября предоставить конкретную статистику, сколько детей обучаются
по специальной программе для учеников с небольшими умственными
патологиями.
Сотрудница канцелярии омбудсмана Луцие Обровска рассказывает:
«Проблема в том, что в спецшколах – действительно специальные
условия. Количество учеников в классе – намного меньше, чем в
стандартной школе. Это означает, что критиковать следует именно
тенденцию в сфере образования. Я говорю о том, что обычные школы просто
не хотят, чтобы у них учились цыгане».
Моника Шимункова
Предложение общественного защитника прав поддержала и
правительственная уполномоченная по правам человека Моника
Шимункова.
Принять ли ребенка в спецшколу, решает директор учебного заведения,
который должен основываться на заключении экспертной комиссии и
непременно иметь информированное письменное согласие родителей
ребенка.
C другой стороны - судя по всему, для экспертной комиссии достаточно
того факта, что ребенок растет в неблагополучной социокультурной
среде, и она не считает нужным подробно тестировать его умственные
возможности.
Омбудсман Павел Варваржовски
«Абсурдно предполагать, что дети этой национальности изначально
появляются с врожденными отклонениями в умственном развитии. Это
означает, что классифицирование детей по способностям не происходит
так, как должно происходить. В такие классы попадают дети, которым там
не место. Тем самым их лишают будущего уже в самом начале их жизненного
пути, поскольку без качественного образования их последующие шансы
найти работу и интегрироваться в общество – очень призрачны» - говорит
омбудсман Павел Варваржовски.
Опасно думать, что цыганский этнос сам по себе является недоразвитым,
поскольку так считали фашисты, которые зачислили в унтерменши не
только цыган, но и евреев, и славян. Однако официальная политика и
критика со стороны европейских правозащитников натыкается на глухое и
слепое раздражение и неприятие со стороны абсолютного большинства
чешских граждан. В абсолютное большинство входят и члены экспертной
комиссии, и директора обычных школ, для которых присутствие в классе
цыганенка – нежелательно. Родители детей, учащихся в обычных школах в
теории понимают, что образование – это альфа и омега решения
цыганского вопроса, но большинство не готово мыслить стратегически,
когда сейчас их дети учатся с цыганами, и им следует опасаться
негативного влияния на собственных детей.