Образовательная программа "Радуга"
"Радуга" –
комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников, по которой
работает наш детский сад. Программа обеспечивает всестороннее развитие
ребенка, ее важнейшими компонентами являются игра и физическое развитие,
формирование привычки к здоровому образу жизни, обеспечение психического
комфорта для каждого ребенка.
Программа рекомендована Министерством образования и науки
Российской Федерации. По всем основным видам деятельности дошкольников
предусмотрены комплекты пособий для детей различных возрастных групп и
рекомендации для воспитателей.
Основные цели программы:
- обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно
проживать дошкольные годы;
- обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как
физического, так и психического);
- всестороннее и своевременное психическое развитие;
- формирование активного и бережно-уважительного отношения к
окружающему миру;
- приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду,
знаниям, искусству, морали).
Содержание программы соответствует, как в настоящей радуге
семи различным видам детской деятельности:
Красный цвет - физическая культура: на занятиях формируются
привычки к охране своего здоровья, к чистоплотности, аккуратности, порядку,
культурно - гигиенические навыки и элементы самоконтроля во время движений,
вырабатываются навыки правильного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и
здоровью, и предупреждения их;
Оранжевый цвет - игра: игра считается ведущей деятельностью
работы, она позволяет обеспечить психологический комфорт, создать атмосферу
эмоционального тепла. защищенности, снять излишнюю заорганизованность и
невротизацию детей. Она позволяет возникнуть чувству симпатии и интереса к
партнеру по игре;
Желтый цвет - изобразительная деятельность и ручной труд: -
обучение изобразительной деятельности и художественному труду происходит через
знакомство детей с образцами народного и декоративно-прикладного искусства
(произведения Хохломы, Гжели, дымковская игрушка и др.). Детей учат рисовать
карандашами и красками, лепке на основе знакомства с народной пластикой;
Зеленый цвет - конструирование: дает возможность развить
воображение, фантазию и умственно воспитать малыша; дети учатся строить из
строительных материалов, развивают конструктивные предпосылки, приобщаются к
процессу творчества в конструировании;
Голубой цвет - занятия музыкальным и пластическим
искусством: позволяют развивать эстетические переживания, формируют интерес к
музыке, развивать музыкально - сенсорные способности ребенка, способность
двигаться в такт, пространственную координацию;
Синий цвет - занятия по развитию речи и ознакомлению с
окружающим: обучение родному и иностранному языкам происходят через
ознакомление с произведениями народного творчества, художественной литературой;
Фиолетовый цвет - математика: обучение математике происходит
в атмосфере доброжелательности, поддержки ребенка, даже если он совершил
ошибку, поощряется стремление высказать свое мнение; дети не только познают
математику, но осваивают навыки учебной деятельности: определяют задачу,
направление поисков, оценивают результаты.

Комплексной программе воспитания, образования и развития
детей дошкольного возраста "Радуга”, созданной авторским коллективом
лаборатории Института общего образования под руководством профессора Т.Н.
Дороновой, исполнилось более 10 лет, она получила широкое распространение в
дошкольных учреждениях, ее по достоинству оценили как родители, так и
воспитатели.
Программа позволяет
воспитателю чувствовать себя свободным и творческим человеком и настраивает на
внимательное отношение к каждому растущему малышу.
Работа педагога складывается из трех равно необходимых
компонентов:
- реализация поставленных в программе общих задач психического
развития;
- реализация регионального компонента воспитания и
образования;
- цели конкретного образовательного учреждения и интересы
каждого ребенка группы и его родителей.
Обновленный вариант
программы доработан в соответствии с федеральными государственными требованиями
к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Программа направлена на развитие физических,
интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формирование предпосылок учебной
деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление
здоровья.