Мой сайт Суббота, 28.06.2025, 06:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2013 » Декабрь » 29 » Моделирование как средство формирования целостн
    01:52
     

    Моделирование как средство формирования целостн

    Главная страница » Для педагогов » Раздел «Детский сад» » Рубрика «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»

    Моделирование как средство формирования целостной картины мира у детей

    Номинация «Методическая работа в ДОУ»

    Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют образовательную область «Познание», содержание которой направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение ряда задач, среди которых: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

    Дидактическая игра с использованием моделирования

    Для качественного решения задач – формирования представлений о единстве организма и среды, роста и развития животных, особенностей приспособления к условиям окружающей среды необходимо учитывать особенности развития мышления детей трех – семи лет. Одним из наиболее эффективных методов познания окружающего мира является моделирование, которое основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками – моделями (от лат. modulus – «мера, образец») и направлено на успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

    В работе с детьми выделяются следующие этапы овладения детьми моделями:

    Первый этап предусматривает овладение самой моделью. Работая с моделью, дети, осваивают то, как реально существующие компоненты можно заместить с помощью условных обозначений.

    На этом этапе решается важная познавательная задача – расчленение целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, установление связи функционирования. Используя схематические модели при ознакомлении с деревьями, дети легче запоминают части дерева (корни, ствол, ветки, листья, плоды), узнают, какую пользу они приносят человеку. Применяя модели при ознакомлении с насекомыми, легко усваивают, что насекомое имеет три части тела (голова, грудь, брюшко), шесть ног, крылья.

    На втором этапе осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической, что позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям, сформировать умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями. Например, модели помогают детям усвоить причинно-следственные связи: с наступлением холодов – засыхают многие растения – исчезают насекомые – улетают в теплые края птицы и т.д.

    Третий этап: самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности.

    Таким образом, демонстрация моделей облегчает познание детей и позволяет их научить выделять основные свойства и отношения, существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а, следовательно, обеспечить более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности.

    Представление о природе является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание успешно интегрируется с различными образовательными областями (см. Приложение 1, таблица 1).

    Определить готовность детей помогать природе, заботиться о ней, развивать чувство сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира, выявить место природы в системе ценностных ориентаций ребенка помогаютследующие методики:

    • рисуночный тест И.Э.Куликовской«Я – часть природы»(цель – изучение образных представлений детей о взаимосвязи и целостности ребенка и природы);

    • рисуночный тест «Образ мира» (модификация Е.С. Романовой и О.Ф. Потемкиной). Цель – изучение понимания детьми многообразного видения природных зависимостей;

    • критерии образовательной программы ДОУ в промежуточных результатах освоения программы в интегративном качестве «Овладевший основными знаниями и умениями» по образовательной области «Познание» (цель – выявление уровня представлений о неживой природе и сезонных изменениях в природе);

    • методики «Рожицы» (модификация Чумичевой Р.М.), «Случай в природе» (Н.Е.Черноивановой). Цель – изучение эмоционально-чувственной сферы личности ребенка в процессе общения его с природой, а также выявление имеющегося у детей опыта такого общения.

    Использование моделирования в развивающей среде

    Таким образом, метод моделирования развивает познавательный интерес у детей к окружающему миру, умение устанавливать причинно – следственные связив системе «человек – природа» и в самой природе, дает возможность раскрыть важные особенности объектов природы, сформировать знания о природном мире обобщенного характера.

    Библиографический список:

    1. Приказ Министерства Образования и Науки РФ № 655 от 03.11.2009 Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

    2. Е.Г. Андреевская. Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста.URL:http://paganel.info/index.php?option=com_content&view=article&id=114&Itemid=98

    3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / С. Н. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.

    Автор: Шиврина Светлана Алексеевна, воспитатель МКДОУ д/с № 16 «Малыш», г. Омутнинск Кировской области. Педагогический стаж 32года. Участник всероссийских и международных профессиональных конкурсов. Победитель Премии Правительства Кировской области в номинации «Лучший воспитатель», 2012 год.

    Оценка статьи:

    Просмотров статьи: 873

    Средний балл: 5 из 5 звезд (голосов: 5, сумма баллов: 25)

    Авторизуйтесь на сайте, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

    5


    Цель: формировать у детей представление о жизни животных в лесу.

    Просмотров статьи: 5817, комментариев: 5

    Средний балл: 4,8 из 5 звезд (голосов: 5, сумма баллов: 24)

    Программные задачи: закреплять навыки сенсорного обследования, знакомить со свойством хрупкость предмета, продолжать расширять знания детей о глине.

    Просмотров статьи: 1772, комментариев: 5

    Средний балл: 4,4 из 5 звезд (голосов: 9, сумма баллов: 40)

    Основной целью моей работы по данной теме является воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста.

    Просмотров статьи: 2891, комментариев: 2

    Средний балл: 4,3 из 5 звезд (голосов: 3, сумма баллов: 13)

    Просмотров: 1121 | Добавил: forryince | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2025
    Конструктор сайтовuCoz