Главная страница »
Для педагогов »
Раздел «Детский сад» »
Рубрика «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Моделирование как средство формирования целостной картины мира у детей
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют образовательную область «Познание», содержание которой направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение ряда задач, среди которых: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Для качественного решения задач – формирования представлений о единстве организма и среды, роста и развития животных, особенностей приспособления к условиям окружающей среды необходимо учитывать особенности развития мышления детей трех – семи лет. Одним из наиболее эффективных методов познания окружающего мира является моделирование, которое основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками – моделями (от лат. modulus – «мера, образец») и направлено на успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
В работе с детьми выделяются следующие этапы овладения детьми моделями:
Первый этап предусматривает овладение самой моделью. Работая с моделью, дети, осваивают то, как реально существующие компоненты можно заместить с помощью условных обозначений.
На этом этапе решается важная познавательная задача – расчленение целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, установление связи функционирования. Используя схематические модели при ознакомлении с деревьями, дети легче запоминают части дерева (корни, ствол, ветки, листья, плоды), узнают, какую пользу они приносят человеку. Применяя модели при ознакомлении с насекомыми, легко усваивают, что насекомое имеет три части тела (голова, грудь, брюшко), шесть ног, крылья.
На втором этапе осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической, что позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям, сформировать умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями. Например, модели помогают детям усвоить причинно-следственные связи: с наступлением холодов – засыхают многие растения – исчезают насекомые – улетают в теплые края птицы и т.д.
Третий этап: самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности.
Таким образом, демонстрация моделей облегчает познание детей и позволяет их научить выделять основные свойства и отношения, существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а, следовательно, обеспечить более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности.
Представление о природе является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание успешно интегрируется с различными образовательными областями (см. Приложение 1, таблица 1).
Определить готовность детей помогать природе, заботиться о ней, развивать чувство сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира, выявить место природы в системе ценностных ориентаций ребенка помогаютследующие методики:
-
рисуночный тест И.Э.Куликовской«Я – часть природы»(цель – изучение образных представлений детей о взаимосвязи и целостности ребенка и природы);
-
рисуночный тест «Образ мира» (модификация Е.С. Романовой и О.Ф. Потемкиной). Цель – изучение понимания детьми многообразного видения природных зависимостей;
-
критерии образовательной программы ДОУ в промежуточных результатах освоения программы в интегративном качестве «Овладевший основными знаниями и умениями» по образовательной области «Познание» (цель – выявление уровня представлений о неживой природе и сезонных изменениях в природе);
-
методики «Рожицы» (модификация Чумичевой Р.М.), «Случай в природе» (Н.Е.Черноивановой). Цель – изучение эмоционально-чувственной сферы личности ребенка в процессе общения его с природой, а также выявление имеющегося у детей опыта такого общения.

Таким образом, метод моделирования развивает познавательный интерес у детей к окружающему миру, умение устанавливать причинно – следственные связив системе «человек – природа» и в самой природе, дает возможность раскрыть важные особенности объектов природы, сформировать знания о природном мире обобщенного характера.
Библиографический список:
1. Приказ Министерства Образования и Науки РФ № 655 от 03.11.2009 Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
2. Е.Г. Андреевская. Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста.URL:http://paganel.info/index.php?option=com_content&view=article&id=114&Itemid=98
3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / С. Н. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.
Автор: Шиврина Светлана Алексеевна, воспитатель МКДОУ д/с № 16 «Малыш», г. Омутнинск Кировской области. Педагогический стаж 32года. Участник всероссийских и международных профессиональных конкурсов. Победитель Премии Правительства Кировской области в номинации «Лучший воспитатель», 2012 год.
Оценка статьи:
Просмотров статьи: 873
Средний балл: 5 из 5 звезд (голосов: 5, сумма баллов: 25)
Авторизуйтесь на сайте, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
5

Цель: формировать у детей представление о жизни животных в лесу.
Просмотров статьи: 5817, комментариев: 5
Средний балл: 4,8 из 5 звезд (голосов: 5, сумма баллов: 24)

Программные задачи: закреплять навыки сенсорного обследования, знакомить со свойством хрупкость предмета, продолжать расширять знания детей о глине.
Просмотров статьи: 1772, комментариев: 5
Средний балл: 4,4 из 5 звезд (голосов: 9, сумма баллов: 40)

Основной целью моей работы по данной теме является воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста.
Просмотров статьи: 2891, комментариев: 2
Средний балл: 4,3 из 5 звезд (голосов: 3, сумма баллов: 13)