Мой сайт Суббота, 28.06.2025, 02:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Февраль 2014  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2014 » Февраль » 14 » Одаренные дети получат поддержку
    17:05
     

    Одаренные дети получат поддержку

    21 марта в Общественной палате РФ проходили общественные слушания проекта «Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов», а также комплекса мер по ее реализации.

    Напомним, проект был разработан Минобрнауки РФ по поручению Дмитрия Медведева. 27 февраля на заседании президиума Госсовета глава государства заявил, что у всех российских детей, вне зависимости от места проживания и материального достатка, должна быть возможность развивать свои способности.

    Школа – не рынок, а талантливый ребенок – не товар
    Нужен ли России документ, определяющий основные принципы и направления государственной политики в сфере поиска и поддержки юных дарований? Большинство граждан, опрошенных Фондом «Общественное мнение», отвечают на этот вопрос утвердительно. В этом ни на секунду не сомневались и приглашенные на общественные слушания видные ученые, академики, работники внешкольного образования. Что, впрочем, не помешало экспертам квалифицировать предлагаемый проект как «сырой» и даже «требующий серьезной доработки». Больше всего вопросов вызвал у специалистов явный перекос идеологии Концепции в сторону состязательных форм работы с будущими звездами науки, спорта и культуры. «Желание превзойти соперника вторично. Сводя весь спектр и мотивацию досуговых увлечений молодежи к принципу состязательности, мы упрощаем творчество», – отметил Александр Мелик-Пашаев, заведующий лабораторией художественного развития Психологического института РАО.

    Авторы концепции слишком много уделяют внимания системе предметных олимпиад. Между тем начинать, говорили эксперты, следует с восстановления системы массового дополнительного образования (ДО) – детских домов творчества, академических клубов, курсов, всевозможных исследовательских студий.

    Система ДО упомянута в проекте через запятую, вскользь, хотя именно она, уверены члены Общественной палаты, всегда была той тренировочной площадкой и особо значимой для детворы средой, в которой они могли проверить и развить свои дарования. Правда, увы, не все. Согласно данным Центра социологических исследований РАО, только чуть менее 60 процентов детей из социально слабых групп населения имеют возможность поискать себя в сфере ДО. При этом, как правило, после шестого класса они ее покидают, в то время как подростки из высокообеспеченных семей продолжают, занимаясь во внешкольных центрах, углублять свои познания и шлифовать таланты.

    Или другой тревожный факт. По словам Николая Цискаридзе, сегодня, по существу, на грань небытия поставлена наша абсолютно уникальная, сложившаяся исторически система «доводки талантов до мастерства» – сеть широко известных, «брэндовых» музыкальных, художественных и балетных школ, училищ, академий. Им нужен особый статус национального достояния России. В противном случае, подпадая под «нож» общего закона «Об образовании», они неизбежно погибнут, деградируют. Но об этом, сколь ни странно, нет ни слова в тексте, посвященном будущему наших подрастающих талантов.

    Видный психолог – против тестов?
    Самый, пожалуй, мощный резонанс вызвало на слушаниях выступление Марины Холодной, руководителя лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов Института психологии РАН, известнейшего (не только в пределах России) специалиста в области исследования законов и парадоксов интеллектуального развития. Ее, например, совершенно не устроило «полное отсутствие в концепции раздела, касающегося совершенствования школьной среды через создание кружков, секций, школьных академий, лабораторий, которые должны быть в максимальной мере развернуты в каждом ОУ и исключительно на бесплатной основе».

    Позволим себе и такую, ключевую, на наш взгляд, выдержку из выступления М.А. Холодной:
    «По существу, в проекте заявляется, что критериями одаренности являются победы в олимпиадах и результаты ЕГЭ, что неверно. Успехи на предметных олимпиадах никак не гарантируют высокую интеллектуальную успешность в профессиональной деятельности… На данный момент не существует валидных и прогностически надежных методик выявления одаренности…

    Фактически проект Концепции дает «добро» на тотальное и бесконтрольное применение тестов в школах, что недопустимо в принципе… А каковы будут последствия реализации положения о зависимости аттестации учителей и стимулирующих доплат от работы с одаренными ребятами (фактически, в зависимости от процента одаренных в школе/классе)? Что будем делать, например, с таким последствием, как рост коррупции и фальсификации на уровне учительского сообщества (и моральное развращение рядовых учителей)? Этот пункт следует исключить и связать стимулирующие доплаты с использованием учителем инновационных методов и форм работы, а не с «количеством одаренных в классе».

    Концепция станет государственной программой
    Что же имеем в результате жарких многочасовых дискуссий? Очевидно, чтобы вдохнуть новую жизнь в систему дополнительного образования, в откорректированном (уже после слушаний в Общественной палате РФ) тексте Концепции появился пункт о том, что следует приравнять педагогов ДО по их статусу к школьным учителям, довести их зарплаты до школьного уровня. «У нас огромная страна, и для развития одаренности нам нужны не только предметные олимпиады, но и метапредметные, а также конкурсы по конструированию и моделированию», – отметила один из авторов Концепции, член Общественной палаты России Любовь Духанина.

    «Конечно, остается еще спор о терминологии. Но поскольку единства здесь нет, то надо уже двигаться дальше», – добавила Любовь Николаевна. И пообещала, что претерпев значительные сокращения (с десяти до пяти машинописных страниц), впоследствии эта Концепция станет государственной программой. Ну а в ближайшие дни, после окончательной шлифовки в Комиссии при Президенте РФ по развитию системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи и совершенствованию проведения единого государственного экзамена, документ ляжет на стол главы государства.

    Лучших учеников ждут поощрительные гранты
    В рамках реализации национальной концепции «Одаренные дети», по данным «Российской газеты», уже к 1 сентября этого года планируется создать государственный просветительский канал, а с 1 июля победители и призеры олимпиад должны будут получить дополнительные льготы. Кроме того, сельским школам обещают деньги для работы с одаренными детьми (к 1 октября) плюс появятся премии для тех, кто показал высокие результаты на олимпиадах и ЕГЭ (к 1 декабря).

    comments powered by HyperComments

    Просмотров: 247 | Добавил: forryince | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2025
    Конструктор сайтовuCoz