Дети действительно разные: одни послушные, другие капризные: одни развиваются быстро, все «схватывают», усваивают на «лету», другие отстают в развитии: одни товарищеские, другие, наоборот, замкнутые. Даже в одной семье, где несколько детей, сестры и братья вроде и внешне похожи, и живут в одинаковых условиях, и воспитываются одинаково, а могут быть совершенно разными.
Почему дети такие разные? Причин здесь много: и врожденные особенности нервной системы ребенка, и состояние здоровья, и характер взаимоотношений с родителями и другими членами семьи, а позже воспитателями, учителями, сверстниками. Взрослые обязательно должны учитывать психологические особенности детей. А чем обусловлены эти особенности? Прежде соотношением основных нервных процессов коры головного мозга: возбуждение и торможение.
Дети рождаются с различными особенностями функционирования мозга. Эти анатомо-физиологические особенности являются основой для формирования особенностей психологических, и происходит это потому, что одно и то же влияние может иметь различный, психологический эффект. Ведь каждый член семьи, в том числе и каждый ребенок, живет и развивается в специфических, характерных именно для него условиях. Это только так кажется, что оба брата или сестры живут в одинаковых условиях. Ведь сам факт, что кто-то из них старший, а кто-то - младший, создает различия. Старший считает себя покровителем младшего, в чем-то выше его, привыкает, что тот смотрит на него снизу вверх, часто ищет у него защиты, а иногда и наоборот - бунтует против деспотизма старшего брата, ищет защиты у родителей. Уже это обстоятельство создает далеко не одинаковые условия жизни. Они могут способствовать формированию таких качеств, как высокомерие или заботливость, ответственность или вызывать равнодушие, завистливость, кротость и тому подобное. А что еще может повлиять на поведение ребенка? Атмосфера в семье, даже изменение ее материального положения, друзья, с которыми начали дружить дети, и многие другие жизненные обстоятельства дают толчок этому.