Психическое развитие ребенка


Главная особенность психического развития ребенка - это предметная деятельность, она играет важную роль в процессе развития малыша. Это помогает определить специфику общения малыша с окружающими его людьми. Иными словами малыш понимает установленные правила и нормы действия с теми или иными предметами, которые приняты в той культурной среде, в которой происходит его развитие. Ребенок пробует использовать различные предметы как орудия - с помощью ложки он ест, берёт в руки карандаш и начинает рисовать, именно так, а не наоборот. Психическое развитие напрямую влияет на эмоциональное развитие детей.
Необходимо отметить особенности психического развития ребенка, а именно:
1. Создание первого схематического абриса единого детского мировоззрения. Все, что попадает в поле зрения ребенка, он старается привести в порядок, найти закономерные отношения, которым может соответствовать его непостоянный окружающий мир.
Как заметил Ж. Пиаже, детский психолог, у ребенка в дошкольном возрасте создаётся артификалистское мировоззрение, поэтому все, что находится вокруг ребенка, это даже относится к явлениям природы – является результатом деятельности людей.
Создавая картину мира, малыш выдумывает, начинает изобретать теоретическую концепцию, составляет мировоззренческие схемы. Это мировоззрение относится к всей структуре психического развития, ведь в центре находится человек. Д. Б. Эльконин заметил парадокс между малым уровнем интеллектуальных возможностей и достаточно высокими познавательными потребностями.
2. Создание первых этических инстанций, иными словами это моральные оценки, которые помогают определить эмоциональное отношение между ребенком и другими людьми.
3. Начинают возникать новые способы действий и поступков, которые по своему содержанию так или иначе, связаны с пониманием взаимоотношений между людьми (мотив долга, сотрудничество, соревнование и т.д.). Такие мотивы могут вступать в различные соотношения, создают сложную структуру, благодаря чему подчиняют себе различные желания ребенка.
В данном возрасте мы можем видеть, как обдуманные действия преобладают над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний может быть определено как ожиданием награды или наказания от взрослого, но и данным обещанием самого малыша (срабатывает принцип «данного слова»). При помощи этого происходит формирование таких качеств личности, как умение преодолевать трудности, настойчивость, при этом формируется чувство долга по отношению к остальным людям.
4. Становится отчётливо видно произвольное поведение, и другое отношение маленького человека к себе и своим возможностям. Форма произвольного поведения – это вид поведения, которое опосредованно конкретным представлением.