Личность ребенка, его интеллектуальные возможности и творческий потенциал – все эти составляющие гармоничного развития малыша, закладываются и развиваются в самом раннем возрасте. Поэтому так важно не упустить то время, когда малыш, появившись на свет, готов как губка впитывать необходимую ему информацию для дальнейшей жизни, а также выработать в себе основные качества и умения.
Рассматриваемые в этой статье системы раннего развития, приобрели высокую актуальность достаточно давно, еще в конце 60-х прошлого столетия, в педагогической массовой печати стали появляться публикации, относящиеся к великолепным результатам известного всем директора Павлышской, представляющей школу В. Сухомлинского. А после можно было ознакомиться с совершенно потрясающими результатами В.Ф. Шаталова – знаменитого педагога и весьма неординарной личности, который раскрывал достоинства системы раннего развития ребенка, что актуально и в наши дни.
Именно благодаря происходящим в те годы величайшим открытиям и проводимым экспериментам, а также совершенно новой в то время науке – кибернетике, на основе имеющихся теоретических расчетов, были выявлены не известные до этого факты. Основываясь на законы теории информатики, была установлена огромная информационная избыточность для мозга современного человека. Ученые смогли доказать, что мозг человека используется всего на 3-4% от общего потенциала, и заложенных в нем самой природой возможностей. Это и способствовало в дальнейшем тому, что открывшиеся возможности потенциала мозга, заставили многих ученых разработать множество оригинальных методик и систем.
Существует большое количество методик, которые были призваны помочь правильно, и систематически (без перегрузок и стрессов) обеспечить гармоничное развитие личности детей, а также выявить их природный интеллектуальный потенциал. Но остановимся только на тех, что действительно получили общее признание и сумели завоевать себе сторонников и неизменных приверженцев.

Методика Глена Домана
Известный всему миру американский врач физиотерапевт, проводя реабилитацию для малышей, имеющих серьезные травмы мозга, смог разработать специальную методику, после того, как убедился в том, что его пациенты способны быстро выздоравливать и при этом значительно опережают своим интеллектуальным развитием здоровых однолеток. Для Глена свойственно утверждать, что развитие личности ребенка, и само обучение, смогут эффективно проходить только в период с рождения и до трех лет.
Разработанная методика Глена Домана рекомендует начинать именно с физического развития, что напрямую способно стимулировать и проявления умственного потенциала, способствуя не только максимальной свободе движений, а и развитию мозга, и нервной системы в целом. Проводя специальную гимнастику с малышом, физиотерапевт при этом рекомендует каждый день (трижды за день) показывать ребенку (в течение одной секунды – одну карточку) серию тематических карточек и при этом озвучивать изображение, и, сменяя одна за другой подготовленные карточки серии. Карточки лучше систематизировать по различным предметам знаний (наукам). Являясь своеобразными «битами», несущими систематизированную информацию, эти карточки стимулируют эффективное развитие мозга, но при этом на каждой карточке необходимо изображать только один предмет.
Плюсы методики Глена Домана
Обучающий процесс воспринимается в виде увлекательной игры, где малыш тренирует фотографическую память, тем самым формируя определенные навыки восприятия окружающего мира. Эта методика позволяет рано начать писать и читать, а также стать эрудитами. Уже в наши дни методика Глена Домана позволила сформировать и взрастить нескольких нобелевских лауреатов.
Минусы методики Глена Домана
Малыш при этой системе способен получать информацию в пассивной форме, не развивая своего мышления, а также, не формируя творческого начала. Кроме этого сенсорные и эмоциональные каналы также перекрыты, что может вызвать определенное несоответствие в восприятии окружающего мира. Ведь позиционируя такое раннее развитие ребенка, Доман признает приоритет в познании мира только зрительной памятью и считает этот опыт бесценным.
Методика Марии Монтессори
Рассматриваемая методика Марии Монтессори – доктора наук, педагога и итальянского врача, познакомит вас с основными принципами этой системы, которые представлены:
- развивающей средой, когда все буквально вокруг способствует эффективному совершенствованию не только моторных и сенсорных функций, а и приобретению личных навыков и знаний;
- свободой выбора, когда малышу предоставляется право выбрать определенный род занятий, что способно развивать самостоятельность, любознательность, а также понять свои потребности и чувства;
- правилами, которые ограничивают малыша и учат не мешать другим детям заниматься, а также убирать за собой. Сами наказания должны носить только позитивный характер, не вызывая отвержения таких занятий;
- наградами и наказаниями, где нет сравнения с успехами других детей, а род занятий каждый малыш выбирает, основываясь на свои предпочтения.
Плюсы методики Марии Монтессори
Гармоничное развитие ребенка происходит без ломки индивидуальности и неординарных качеств, заложенных природой, при этом формируется и позитивная самооценка (что очень важно для маленькой личности), а также уверенность в своих силах и в самостоятельном мышлении. При этом благодаря собственному опыту, малыш может реально оценивать свои успехи и выполненную работу.
Минусы методики Марии Монтессори
Методика призвана развивать только аналитические способности и логику, а также мелкую моторику, но ролевые игры здесь исключены. Аргументируется это тем, что такие игры способны нарушать интеллектуальное развитие малышей. Письмо и чтение здесь также не предусмотрено. Замкнутые и необщительные малыши не смогут заниматься по этой методике, ведь без поддержки и направленности они не смогут решиться на личные поступки или сделать определенный выбор.
Методика Николая Зайцева
Разработанная методика Николая Зайцева, названная в честь ее изобретателя, являющегося педагогом и известным российским филологом, предусматривает оригинальное обучение чтению. Базой этого метода выступает «складовый» принцип, где склад представлен парой – согласной и гласной буквами.
Каждая грань у кубика имеет один склад и, находя нужные склады, малыш может самостоятельно составлять из кубиков слова. Сами кубики не простые, а выполненные из разных материалов, и поэтому отличаются по цвету и размерам. Очень важным фактором этой методики является возможность двигаться во время игры, что позволяет использовать все органы чувств и сохранять здоровую осанку, развивая зрение и мышление. Малыш сможет в процессе такой игры очень быстро научиться читать и считать, а также без труда изучить иностранный язык.
Плюсы методики Николая Зайцева
Буквосочетания, которые ребенок запоминает на проводимых уроках, позволяют быстро осваивать процесс чтение и грамотного написания слов. В процессе обучения задействуются сразу несколько органов – слух, осязание и зрение, что способствует более зрело воспринимать окружающий малыша мир, и прислушиваться к своим внутренним ощущениям. Это эффективно развивает речь ребенка и творческий подход ко всему.
Минусы методики Николая Зайцева
Предложенное раннее развитие детей не одобряют дефектологи и логопеды, указывая на последствия, когда дети просто «проглатывая окончания», не способны сразу разобраться в составе слова и порой просто автоматически соединяет слоги.
Методика Масару Ибука
Известная методика Масару Ибука была разработана японцем, который не принадлежит как предыдущие одаренные личности к профессиональным педагогам – его больше знают как главу корпорации Sony, что смогла также преуспеть в своем направлении. Но Масару, написав книгу, где обучение детей эффективно только в раннем возрасте и назвав ее «После 3-х уже поздно», смог кардинально изменить систему раннего развития, предложив новое видение развития благодаря своей неординарной методике.
Главной мыслью выступает то, что человеческий мозг на 75-80% природа формирует до 3-х лет, включая привычки и степень работоспособности, поэтому Ибука считает бесполезным занятия, если в первые 3 года, не была сформирована определенная база для последующего гармоничного развития мозга. Он сравнивает работу неподготовленного мозга ребенка с плохим и не совершенным компьютером, которому навязывается совершенная система – здесь просто нет возможности получить хороший результат. Но это вовсе не значит, что ребенок будет лишен детства, ведь дети все усваивают неосознанно и им не придется затрачивать для этого особые усилия (игра на музыкальных инструментах или изучение иностранного языка).
Плюсы методики Масару Ибука
Благодаря изначальной гуманистической направленности и цели – предложить ребенку все, для того чтобы он мог чувствовать себя максимально счастливым, это позволяет развивать в каждом малыше безграничные потенциальные возможности.
Минусы методики Масару Ибука
Потребует от самих родителей ребенка более пристального внимания к развитию малыша, а также уверенности в своих силах. Ментальность, которая присуща этому японскому методу, скорее подойдет самим японцам – малышам, которые не только послушны, но и склонны к созерцанию, а это исключается для весьма подвижных малышей.
Вальдорфская педагогика
Предложенная Вальдорфская педагогика, которую разработал и внедрил Рудольф Штайнер, являющийся австрийским философом, рекомендует не торопиться в освоении определенных навыков. Ведь всему свое время и это обязывает придерживаться правильного формирования гармоничной личности и проводить эстетическое воспитание, совмещая его с прикладными ремеслами и изучением окружающего ребенка мира.
Обязательной частью такого обучения выступают организуемые для ребят тематические праздники, которые обычно посвящаются временам года, природе, этническим темам или другим интересным для детей вопросам. Организуемые конкурсы и концерты позволяют в полной степени проявить малышам все свои задатки, таланты и творческий потенциал. Ребенок постигает этот мир, копируя его, проникаясь всеми его особенностями и многообразием. Воспроизводя в поделках, вышивке или других работах, связанных с ручным трудом – предметы или животных, ребята тем самым проявляют свое видение и восприятие окружающего их мира.
При этом обучение ребенка, исключает применения достижений цивилизации – искусственных игрушек, компьютеров и телевизоров, а также всех неприродных материалов.
Плюсы Вальдорфской педагогики
Проявленное изначально уважение к индивидуальности каждого малыша поможет сформировать творческую и уникальную личность, которая будет тонко чувствовать окружающий ее мир и сможет более точно передать все особенности натуральных красок, рисуя природу или натюрморты. Мир такой личности будет находиться в полной гармонии с природой и поможет уйти от привычных для всех эталонов, сформировав уверенность в своих силах и найти возможности для свободного творческого самовыражения.
Минусы Вальдорфской педагогики
Здесь не предусмотрены занятия по подготовке к школе и нет возможности обучиться счету и чтению. А само обучение будет напрямую зависеть от личностных качеств воспитателя, а также его таланта, как педагога, умеющего работать с детьми разного возраста и с разным уровнем развития. Это может подойти не каждому ребенку, а очень любопытным и развитым скорее покажется скучным для восприятия.
Разработанные методы и целые системы, не только проверены их создателями, а и рекомендуются как руководство к действию. Ими можно воспользоваться, и каждый желающий сможет применить более подходящий из представленных методов раннего развития ребенка на практике. Ведь интеллектуальное развитие – это не только актуально для воспитания гармоничной личности каждого малыша, а и выступает возможностью помочь решить проблемы в наиболее полном раскрытии его умственного потенциала. Уровень обучаемости, а также успеваемость ребенка, достаточно важные критерии при выборе методики. Поэтому, прежде чем приступить к немедленному применению одной из предложенных методик, рекомендуется изначально проконсультироваться у специалистов, которые уже опробовали эти системы на практике, и смогут дать ценные рекомендации или полезные советы.