
Рассмотрим, как определяются цели и содержание образования в педагогической системе Роберта Оуэна (1771-1858), стоявшего у истоков английского общественного дошкольного воспитания.Р. Оуэн ратовал за наилучшее развитие физических, интеллектуальных и моральных сил всего населения с раннего детства и до зрелости. Цель воспитания Р. Оуэн видел во всестороннем развитии и формировании характера ребенка, а не простом сообщении ему определенного набора знаний.
Одной из ведущих задач он считал нравственное воспитание: формирование у детей таких моральных качеств, как честность, правдивость; развитие чувства общественности; воспитание культуры поведения и вежливости.В отборе образовательного содержания Р. Оуэн предлагал ориентироваться на детские возможности и интересы и строить работу дошкольного учреждения вокруг индивидуальных и групповых видов деятельности, не навязывая подопечным определенного занятия. Принцип опоры на имеющийся уровень знаний ребенка, а также учет возрастных и индивидуальных возможностей был достаточно прогрессивным для того времени.
Отстаивая принцип природосообразности обучения и связи обучения с жизнью, Р. Оуэн писал: «Прежде всего их следовало бы обучать знаниям фактов, начиная с тех, которые наиболее близки их молодому уму, и постепенно переходя к тем, которые наиболее полезны и необходимы данным индивидуумам в дальнейшем их жизненном положении». Р. Оуэном утверждалась необходимость соблюдения принципа системности при подаче знаний, значимость установления взаимосвязи между отдельными фактами и истинности отобранных фактов.Следует признать, что высказывания Р. Оуэна о важности раннего обучения, воспитания и развития во взаимодействии с окружающей средой, осуществление принципа всестороннего развития (единство физического, интеллектуального и морального) с учетом интересов, потребностей и возрастных возможностей детей, признание важной роли свободной игры дошкольника, уделение значительного внимания формированию характера и нравственному воспитанию — до сих пор актуальны для английской дошкольной педагогики.Помимо вышерассмотренных концепций современные исследователи признают влияние на английское дошкольное образование таких зарубежных педагогов и ученых, как Ф. Фребель, Р. Штайнер и М. Монтессори.
Обратившись к сути предложенных ими образовательных моделей, можно выделить общие принципы, лежащие в основе более конкретных программ обучения, а также те идеи, которые нашли свое применение в английской педагогической практике.Значительный интерес в Англии вызывает педагогическое наследие Ф. Фребеля (1782-1852). По мнению некоторых британских ученых (Сох Т. & Sanders S., 1994), содержание обучения и виды деятельности, которые имеют место в дошкольных учреждениях и начальных школах Англии сегодня, ведут начало от фребелевской педагогики, системы игр-занятий с дарами, разработанных немецким ученым.
Именно с Ф. Фребелем в Англии изначально ассоциируется концепция прогрессивного образования, центрированного на ребенке.Ф. Фребель признавал самоценность детства как самостоятельного периода в жизни человека, а не только как подготовку к взрослой жизни. Особое внимание ученый уделял развитию в игре, в деятельности и внутренней мотивации ребенка. По образному сравнению одного из английских исследователей, «его детский сад реализовал собой метафоры роста, свободы и идиллического единения природы, воспитания и духовности».