Воспитание детей как процесс обязательно должно учитывать их возрастные особенности, от которых зависят и задачи, и методы, и используемые воспитательные средства.
Периоды развития детей
В зависимости от возраста выделяют три периода развития: дошкольный (с рождения до 7 лет), школьный (с 7 до 17 лет) и взрослость (период социальной зрелости). Дополнительно эти периоды делятся на более короткие отрезки для учета особенностей умственного и социального развития детей.
На практике
границы возрастного развития конкретного ребенка могут сильно сдвигаться в связи с его индивидуальными особенностями. Также отмечено смещение возрастных границ под влиянием изменений в обществе: например, ускорение современной жизни привело к более раннему умственному и физическому развитию детей.
Каждая возрастная группа требует своего подхода в воспитании и обучении
Дошкольный период и развитие ребенка

Этот этап считается важнейшим в воспитании ребенка, так как в нем закладывается основа для всего последующего развития. В это время происходит интенсивный рост, развитие всех функций организма, формируются особенности характера, определяется темперамент (тип нервной системы) ребенка.
Темперамент, который особенно ярко проявляется в младшем возрасте, должен обязательно учитываться в процессе воспитания. Именно в младшем возрасте возможно в некоторой степени смягчить его отрицательные проявления, применяя целенаправленные воздействия.
В дошкольном периоде развитие ребенка связано с практической деятельностью. Его воспитание должно быть основано на игре, на исследовании конкретных предметов и действий. Главная задача воспитателя – поддержать познавательный интерес ребенка и расширить его кругозор. Важно правильно развить социальные навыки и дать ребенку широкое представление об окружающем мире.
Школьный период и развитие ребенка
Развитие ребенка младшего школьного возраста во многом определяется процессом обучения. Появляются новые навыки, меняется способ мышления, развивается познавательный интерес. Проявляются способности к определенным видам деятельности. Темпы развития зависят в первую очередь от воспитательных методов, используемых учителем. Важно привить ребенку навык самообучения, самостоятельного поиска знаний.
Дети подросткового возраста постепенно выходят из-под влияния родителей и учителей, у них появляется потребность в независимости. Проходящие в это время физиологические процессы приводят к повышенной возбудимости и неуравновешенному поведению. Важно проявлять такт и чуткость, уважать индивидуальность ребенка.
В старших классах противоречия подросткового периода сглаживаются, на первый план выходят задачи формирования мировоззрения и определения будущей профессии.
Источник:
Украинские новости hrivna.info