Все больше входит в жизнь детей техническая игрушка. Как она отличается от своей «родственницы» недалекого прошлого! В 1974 г. в Московском Политех-

Рис. 8. Сюжетно-образные игрушки. Куклы.

Рис. 9. Сюжетно-образные игрушки. Мебель.

Рис. 10. Техническая игрушка. л »1 ^
Рис II. Игрушка-забава
«клюющие куры».
ническом музее проводилась выставка «Дети и техника». На ней были представлены образцы игрушек, разработанные различными промышленными предприятиями, научно-исследовательскими и конструкторскими организациями за последние 10 лет. Это — игрушки, приводящиеся в движение с помощью пружины, электричества, инерционного двигателя; игрушки с дистанционным управлением. К технической игрушке относятся: средства передвижения по земле, воде, в воздухе и космосе; техника, используемая в труде,—тракторы, комбайны, шагающие экскаваторы, подъемные краны; средства связи н информации — телефоны, радио, телевизоры, а также часы, фотоаппараты, киноаппараты, фильмоскопы, швейные н стиральные машины и т. д.; заводные куклы и зверюшки. Широко распространены игрушки типа конструкторов, различные технические наборы. Техническая игрушка должна быть грамотно выполнена без подделки материала (не рекомендуется замена деревом металла или глины), механизм должен быть открыт (чтобы ребенок не ломал игрушку), она должна расширять технический кругозор, интересы детей к строительству и технике (рис. 10).
К игрушкам-забавам относятся смешные фигурки животных, человечков с неожиданным звучанием, движением. Это прыгающий зайчик, кувыркающийся на лесенке паяц, крякающая утка, клюющие куры, птица с вертящимся хвостом, качающийся на ножках бычок и т. д. (рис. 11, 12). В «Методическом пособии для дошкольных работников» Е. А. Флерина (1933) поднимает вопрос о том, как относиться к игрушке, в которой дается карикатура. Здесь важно знать социально-педагогический смысл карикатуры и возраст детей. Игрушка сама по себе слишком любима детьми, и отрицательное отношение к какому-то определенному персонажу не всегда через нее может быть выражено. Неприятную, страшную игрушку ребенок-дошкольник не возьмет в руки и не станет с ней играть. Таким образом, в игрушках для детей дошкольного возраста шарж н карикатура неуместны.
Для осуществления задач физического воспитания необходимы спортивио-моторыс игрушки. Они способствуют развитию двигательной активности, ориентировки в пространстве. Эти игрушки делятся на несколько групп:
— первая группа — игрушки, развивающие тонкие движения мелких мышц кисти руки и пальцев, глазомер, сообразительность. Это — бирюльки, блошки, мозаика, волчки;
— вторая группа — игрушки для укрепления мышц

предплечья и плеча, развития силы, ловкости, координации движений руки и корпуса — бильбоке, серсо, обручи, мячи, пропеллеры, кольцебросы, кегли;
— третья группа — игрушки, содействующие развитию бега, прыжков, укрепляющие мышцы ног и туловища. Это — каталки с веревочкой и с палочкой (для детей раннего возраста), обручи, кони, скакалки, кони-палочки, коньки, ролики, велосипеды, педальные автомобили (рис. 13);
вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу