«У нас все получится!»
Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Современная массовая школа очень часто процесс обучения сводит к механическому запоминанию и воспроизведению приемов действий, типовых алгоритмов решения заданий. Поэтому развитие творческого мышления, познавательных процессов, поведенческих аспектов личности очень важны сегодня.
Уже давно ученые пытались разгадать загадку творчества. Были составлены первые диагностические задания, стали экспериментально изучаться процессы творчества детей и подростков. Исследования детского творчества позволяют выделить три стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое. Одним из направлений развития творчества является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют ОРИГИНАЛЬНОСТЬЮ. Оно зависит от умения мысленно связывать далекие образы предметов. Изучение познавательной деятельности детей показывает, что к концу начальной школы наблюдается всплеск исследовательской активности. К 8-9 годам дети, читая или наблюдая за различными явлениями жизни, начинают формулировать поисковые вопросы, на которые сами же пытаются найти ответы.
Л.С.Выготский отмечал интенсивность развития интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы. Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию.
Ребенок, начиная обучаться в школе, должен обладать достаточно развитым конкретным мышлением. Чтобы сформировать у него научные понятия, необходимо научить его дифференцированно подходить к признакам предметов. Критерием овладения тем или иным понятием является умение им оперировать. Если учащиеся 1-2 класса отмечают, прежде всего наиболее наглядные внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает?) или его назначение (для чего он?), то к 3-4 классу школьники уже опираются на знания, представления, сложившиеся в процессе обучения. Если ученик 1-2 класса часто подменяет аргументацию и доказательство простым указанием на реальный факт или, опираясь на его аналогию, то ученик 3-4 класса должен уметь дать обоснованное доказательство, развернуть аргументацию. Особые трудности возникают у учащихся при установлении и понимании причинно - следственных связей.
У младших школьников более развита наглядно- образная память. У них хорошо развита механическая память, и младший школьник еще не умеет дифференцировать задачи запоминания: ему легче заучить все, чем воспроизвести своими словами. Под влиянием обучения память у детей в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях:
1) усиливается роль словесно - логического запоминания;
2) формируется возможность сознательно управлять своей памятью.
К переходу в среднее звено у учащихся младшей школы должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Важно научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если ученик запоминает материал с установкой, что этот материал понадобиться в скором времени, то материал запоминается быстрее, помниться дольше, воспроизводиться точнее.
Развитие восприятия не происходит само собой, а идет во взаимосвязи с развитием мышления. В процессе обучения в начальном звене школы восприятие ребенка становится:
1) более анализирующим и дифференцированным;
2) возрастает роль слова в восприятии.
Как показывают психологические исследования, одним из наиболее эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Развивая у ребенка такую мыслительную операцию, как сравнение, делаем его восприятие более глубоким. При этом количество ошибок восприятия уменьшается.
Возможности волевого регулирования внимания у учащихся 1-2 классов весьма ограничены. В этом возрасте у детей преобладает непроизвольное внимание. Если старший школьник может заставить себя сосредоточиться на неинтересном: трудной работе, с целью получения результата, который ожидается в будущем, то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточиться, упорно работать лишь при наличии мотивации «здесь и сейчас». Воспитание у младших школьников мотивации произвольного внимания должно происходить в соответствии с возрастными особенностями, путем связывания друг с другом близких и все более отдаленных целей.
К моменту перехода из начальной школы в среднее звено изменяется отношение к учебе. Сначала у первоклассников формируется интерес к самому процессу учебной деятельности (они могут старательно делать то, что им в жизни никогда не пригодится). Затем формируется интерес к результату своего труда: мальчик на улице самостоятельно прочитал вывеску. После возникновения интереса к результатам своего учебного труда у младших школьников формируется интерес к содержанию учебной деятельности, увеличивается потребность в приобретении знаний. Это связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А стимулирует это чувство одобрение учителя, взрослого, подчеркивание даже самого небольшого успеха, продвижения вперед.
Дети различаются между собой и по приему, переработке и хранению информации. Речь идет о визуальном, аудиальном и кинестетическом каналах восприятия окружающего мира. Визуалы - это те люди, у которых ведущим является визуальный канал. Они воспринимают мир посредством активной деятельности зрительного анализатора. Визуалы обладают хорошей зрительной памятью. Они хорошо запоминают и воспроизводят зрительно увиденные страницы учебника. Труднее запоминают информацию на слух. Предпочитают сами читать, а не слушать. Визуалы схватывают информацию «на лету», быстро ее усваивают, но достаточно быстро могут ее забывать. Аудиалы - люди, получающие информацию о мире главным образом посредством деятельности слухового анализатора. Они легко учатся слушая информацию, предпочитают, чтобы текст им читали вслух, а не прочитывать его самостоятельно. Аудиалы - хорошие рассказчики, имеют большой словарный запас. Кинестетики воспринимают мир через чувства, ощущения, движения. Кинестетический канал самый объемный, поскольку он связан как с внутренними движениями, так и с внешними. Кинестетик долго не может запомнить что-то или понять, но раз запомнив, не забудет об этом. Он легче усваивает информацию, если будет двигаться, взаимодействуя с материалом.
Предлагаемые занятия данной программы помогут детям с проблемами в развитии.
Цели программы:
Создание условий, позволяющих помочь детям с проблемами в развитии реализовать и раскрыть свой потенциал.
Задачи программы:
- развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
- развитие визуального, аудиального и кинестетического восприятия;
- развитие тонкой моторики;
- научить разным приемам и методам запоминания материала;
- развивать у детей навыки устной и письменной речи;
- научить правильно общаться со своим телом при помощи специальных игр и упражнений;
- развитие коммуникативных навыков общения
Формы проведения:
1) групповые;
2) индивидуальные.
Методы проведения:
1) психогимнастические упражнения;
2) развивающие игры;
3) составление рассказа;
4) беседы;
5) работа с печатными источниками;
Ожидаемые результаты:
- осознание ребенком своих способностей;
- позитивные успехи на уроках;
- увеличение объёма памяти;
- позитивное общение детей в классном коллективе;
- развитая устная и письменная речь учащихся;
- обогащение словарного запаса учащихся
Данная программа рассчитана на проведение в классах начальной школы (1-4), по 15 занятий в каждом классе, продолжительностью 30 минут в 1-х классах и 35-45 минут во 2-4 классах.
Занятия проводятся с начала II четверти (с ноября месяца).
Содержание программы
1 КЛАССЫ
Цели:
v развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализаторов;
v развитие фонематического слуха, внимания, аудиального восприятия;
v развитие тонкой моторики;
v развитие мышления;
v развитие разговорной речи;
v развитие наблюдательности, внимания;
v развитие ориентировки на плоскости;
v развитие аудиального восприятия, обогащение словарного запаса;
v развитие внимания, памяти, коммуникативных навыков;
v развитие кругозора;
v развитие ориентировки на плоскости;
v научить переводить аудиальную информацию в визуальную и кинестетическую
v развитие словарного запаса (развитие умения оперировать понятиями ОБЩЕГО и ЧАСТНОГО);
v снятие мышечного напряжения;
Занятие № 1
1. Игра «Четыре стихии»
Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализаторов
2. Развитие фонематического слуха, внимания, аудиального восприятия
3. Работа с настольными играми
4. Работа в тетради
5. Развитие тонкой моторики
6. Работа в тетради . Игра «Дорисуй»
7. Рефлексия занятия.
Занятие № 2
1. Игра «Четыре стихии»
2. Развитие мышления
3. Развитие фонематического слуха, внимания, аудиального восприятия
4. Работа в тетради
5. Развитие тонкой моторики
6. Скороговорки, загадки
7. Работа в тетради . Игра «Дорисуй»
8. Рефлексия занятия
Занятие № 3
1. Игра «Зеркала»
Цель: развитие наблюдательности, внимания
2. Развитие мышления
3. Работа с настольными играми
4. Работа в тетради
5. Развитие тонкой моторики
6. Скороговорки, загадки
7. Работа в тетради . Игра «Дорисуй»
8. Рефлексия занятия
Занятие № 4
1. Игра «Зеркала»
2. Развитие аудиального восприятия, обогащение словарного запаса
Игра «Закончи слово»
Игра «Не пропусти слово»
3. Работа в тетради
4. Развитие тонкой моторики
5. Скороговорки, загадки
7. Работа в тетради . Игра «Дорисуй»
8. Рефлексия занятия
Занятие № 5
1. Игра «Птица-зверь-рыба»
Цель: развитие внимания, памяти, коммуникативных навыков
2. Игра «Кем (чем) был раньше?»
Цель: развитие кругозора, коммуникативных навыков, мышления
3. Игра «Закончи предложения»
Цель: развитие кругозора, коммуникативных навыков, мышления
4. Работа в тетради
5. Развитие тонкой моторики
6. Скороговорки, загадки
7. Работа в тетради . Игра «Дорисуй»
8. Рефлексия занятия
Занятие № 6
1. Игра «Птица-зверь-рыба»
2. Работа с настольными играми
3. Игра в слова
Цель: развитие памяти, внимания, речи
4. Работа в тетради
1) Игра «Сориентируйся на плоскости»
2) Игра «Заштрихуй правильно»
3) Игра «Дорисуй»
5. Развитие тонкой моторики
6. Рефлексия занятия
Занятие № 7
1. Игра «Четыре стихии»
2. Развитие аудиального восприятия, обогащение словарного запаса
Игра «Не пропусти слово»
3. Игра в слова
Цель: развитие памяти, внимания, речи
4. Развитие мышления
5. Работа в тетради
1) Игра «Сориентируйся на плоскости»
2) Игра «Заштрихуй правильно»
3) Игра «Дорисуй»
6. Развитие тонкой моторики
7. Рефлексия занятия
Занятие № 8
1. Игра «Четыре стихии»
2. Игра «Кем (чем) был раньше?»
Цель: развитие кругозора, коммуникативных навыков, мышления
3. Игра в слова
Цель: развитие памяти, внимания, речи
4. Развитие мышления ( 4-ый лишний)
5. Работа в тетради
1) Игра «Сориентируйся на плоскости»
2) Игра «Заштрихуй правильно»
3) Игра «Дорисуй»
6. Развитие тонкой моторики
7. Рефлексия занятия
Занятие № 9
1. Игра «Буквы алфавита»
Цель: развитие внимания
2. Работа с настольными играми
3. Игра в слова
Цель: развитие памяти, внимания, речи
4. Развитие словарного запаса (развитие умения оперировать понятиями ОБЩЕГО и ЧАСТНОГО)
5. Работа в тетради
1) Игра «Сориентируйся на плоскости»
2) Игра «Заштрихуй правильно»
3) Игра «Дорисуй»
6. Скороговорки, загадки
7. Рефлексия занятия
Занятие № 10
1. Игра «Буквы алфавита»
2. Развитие мышления ( 4-ый лишний)
3. Игра в слова
Цель: развитие памяти, внимания, речи
4. Физические этюды (снятие мышечного напряжения)
5. Работа в тетради
1) Игра «Сориентируйся на плоскости»
2) Игра «Заштрихуй правильно»
3) Игра «Дорисуй»
6. Скороговорки, загадки
7. Рефлексия занятия
Занятие № 11
1. Игра «Зеркала»
2. Развитие речи, внимания
3. Игра в слова
Цель: развитие памяти, внимания, речи
4. Физические этюды (снятие мышечного напряжения)
5. Работа в тетради
1) Игра «Сориентируйся на плоскости»
2) Игра «Заштрихуй правильно»
3) Игра «Дорисуй»
6. Рефлексия занятия
Занятие № 12
1. Игра «Птица-зверь-рыба»
2. Работа с настольными играми
3. Игра в слова
Цель: развитие памяти, внимания, речи
4. Физические этюды (снятие мышечного напряжения)
5. Работа в тетради
1) Игра «Сориентируйся на плоскости»
2) Игра «Заштрихуй правильно»
3) Игра «Дорисуй»
6. Развитие словарного запаса (развитие умения оперировать понятиями ОБЩЕГО и ЧАСТНОГО)
7. Рефлексия занятия
Занятие № 13
1. Игра «Буквы алфавита»
2. Игра «Закончи предложения»
Цель: развитие кругозора, коммуникативных навыков, мышления
3. Игра в слова
Цель: развитие памяти, внимания, речи
4. Физические этюды (снятие мышечного напряжения)
5. Работа в тетради
1) Игра «Сориентируйся на плоскости»
2) Игра «Заштрихуй правильно»
6. Развитие мышления
7. Рефлексия занятия
Занятие № 14
1. Игра «Четыре стихии»
2. Игра «Закончи предложения»
Цель: развитие кругозора, коммуникативных навыков, мышления
3. Игра в слова
Цель: развитие памяти, внимания, речи
4. Физические этюды (снятие мышечного напряжения)
5. Работа в тетради
1) Игра «Сориентируйся на плоскости»
2) Игра «Заштрихуй правильно»
6. Развитие мышления
7. Рефлексия занятия
Занятие № 15
1. Игра «Зеркала»
2. Развитие мышления (4-ый лишний)
3. Игра в слова
Цель: развитие памяти, внимания, речи
4. Развитие словарного запаса (развитие умения оперировать понятиями ОБЩЕГО и ЧАСТНОГО)
5. Работа в тетради
1) Игра «Сориентируйся на плоскости»
2) Игра «Заштрихуй правильно»
6. Рефлексия занятия
2 КЛАССЫ
Цели:
v развитие внимания, обучение быстрому и точному реагированию на аудиальную информацию;
v развитие памяти, внимания, аудиального восприятия;
v развитие мышления;
v развитие мыслительных операций;
v перевод аудиальной информации в визуальную и кинестетическую, увеличение объема памяти;
v развитие разговорной речи;
v развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализаторов;
v развитие аудиального восприятия, обогащение словарного запаса;
v развитие словарного запаса (развитие умения оперировать понятиями ОБЩЕГО и ЧАСТНОГО);
v перевод аудиальной информации в кинестетическую, развитие внимания;
v развитие кинестетической памяти;
v формирование умения выделять существенные признаки;
v развитие мыслительных операций (анализа и синтеза);
v развитие кругозора, коммуникативных навыков
v развитие внимания, научить сравнивать предметы и находить общие или отличительные признаки;
v развитие комбинаторных навыков, мыслительных операций;
v формирование навыка перевода зрительной информации в слуховую и слуховой – в зрительную, развитие внимания и памяти;
v развитие визуально- аудиального восприятия, памяти, внимания, речи;
v развитие фонематического слуха, внимания, аудиального восприятия;
v развитие мыслительных операций (классификация);
v развитие кинестетического контроля, развитие двух полушарий головного мозга;
v развитие быстроты реакции;
v развитие мышления ( установление связей между понятиями, 4-ый лишний);
v развитие логики;
Занятие № 1
1. Игра-разминка «Будь внимателен»
Цель: развитие внимания, обучение быстрому и точному реагированию на аудиальную информацию
«Лягушка»- присесть и скакать вприсядку
2. Развитие памяти, внимания, аудиального восприятия
Упражнение «Предложение на 2 части»
3. Развитие мышления(загадки, 4-ый лишний)
4. Развитие мыслительных операций
5. Работа в тетради ( развитие аудиального восприятия, увеличение объема памяти)
6. Рефлексия занятия
Занятие № 2
1. Игра-разминка «Будь внимателен»
2. Развитие памяти, внимания, аудиального восприятия
Упражнение «Предложение на 2 части»
3. Развитие мышления(загадки, 4-ый лишний)
4. Развитие мыслительных операций
5. Работа в тетради ( развитие аудиального восприятия, увеличение объема памяти)
6. Работа с настольными играми
7. Рефлексия занятия
Занятие № 3
1. Игра «Четыре стихии»
Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализаторов
2. Развитие аудиального восприятия, обогащение словарного запаса
Игра «Не пропусти слово»
3. Развитие словарного запаса (развитие умения оперировать понятиями ОБЩЕГО и ЧАСТНОГО)
4. Игра «Заколдованные слова» (развитие аудиального восприятия, внимания)
5. Работа в тетради ( развитие аудиального восприятия, увеличение объема памяти)
6. Работа с настольными играми
7. Рефлексия занятия
Занятие № 4
1. Игра «Четыре стихии»
2. Развитие аудиального восприятия, обогащение словарного запаса
Игра «Не пропусти слово»
3. Развитие словарного запаса (развитие умения оперировать понятиями ОБЩЕГО и ЧАСТНОГО)
4. Игра «Заколдованные слова» (развитие аудиального восприятия, внимания)
5. Работа в тетради ( развитие аудиального восприятия, увеличение объема памяти)
6. Работа с настольными играми
7. Рефлексия занятия
Занятие № 5
1. Игра- разминка «Запомни движение»
Цель: развитие кинестетической памяти
2. Формирование умения выделять существенные признаки
3. Развитие мыслительных операций (анализа и синтеза)
4. Игра «Заколдованные слова» (развитие аудиального восприятия, внимания)
5. Работа в тетради ( развитие аудиального восприятия, увеличение объема памяти)
6. Работа с настольными играми
7. Рефлексия занятия
Занятие № 6
1. Игра- разминка «Запомни движение»
2. Формирование умения выделять существенные признаки
3. Развитие мыслительных операций (анализа и синтеза)
4. Игра «Заколдованные слова» (развитие аудиального восприятия, внимания)
5. Работа в тетради ( развитие аудиального восприятия, увеличение объема памяти)
- Цель: развитие памяти, внимания, речи
6. Работа с настольными играми
7. Рефлексия занятия
Занятие № 7
1. Игра «Птица-зверь-рыба»
Цель: развитие внимания, памяти, коммуникативных навыков
2. Игра «Сравни»
Цель: развитие внимания, научить сравнивать предметы и находить общие или отличительные признаки
3. Развитие мыслительных операций (анализа и синтеза)
4. Развитие словарного запаса (развитие умения оперировать понятиями ОБЩЕГО и ЧАСТНОГО)
5. Работа в тетради ( развитие аудиального восприятия, увеличение объема памяти)
- Цель: развитие памяти, внимания, речи
6. Работа с настольными играми
7. Рефлексия занятия
Занятие № 8
1. Игра «Птица-зверь-рыба»
2. Игра «Сравни»
Цель: развитие внимания, научить сравнивать предметы и находить общие или отличительные признаки
3. Развитие мыслительных операций (анализа и синтеза)
4. Развитие словарного запаса (развитие умения оперировать понятиями ОБЩЕГО и ЧАСТНОГО)
5. Работа в тетради ( развитие аудиального восприятия, увеличение объема памяти)
- Цель: развитие памяти, внимания, речи
6. Работа с настольными играми
7. Рефлексия занятия
Занятие № 9
1. Игра-разминка «Будь внимателен»
2. Игра «Анаграммы»
Цель: развитие комбинаторных навыков, мыслительных операций
3. Игра «Считаем буквы у доски»
Цель: формирование навыка перевода зрительной информации в слуховую и слуховой – в зрительную, развитие внимания и памяти
4. Развитие мышления
5. Работа в тетради ( развитие визуально- аудиального восприятия, памяти, внимания, речи)_
Игра «Снимаем фильм»
6. Развитие фонематического слуха, внимания, аудиального восприятия
7. Работа с настольными играми
8. Рефлексия занятия
Занятие № 10
1. Игра-разминка «Будь внимателен»
2. Игра «Анаграммы»
Цель: развитие комбинаторных навыков, мыслительных операций
3. Игра «Считаем буквы у доски»
Цель: формирование навыка перевода зрительной информации в слуховую и слуховой – в зрительную, развитие внимания и памяти
4. Развитие мыслительных операций (классификация)
5. Работа в тетради ( развитие визуально- аудиального восприятия, памяти, внимания, речи)_
Игра «Снимаем фильм»
6. Развитие мышления
7. Работа с настольными играми
8. Рефлексия занятия
Занятие № 11
1. Игра «Четыре стихии»
2. Игра «Анаграммы»
Цель: развитие комбинаторных навыков, мыслительных операций
3. Игра «Считаем буквы у доски»
Цель: формирование навыка перевода зрительной информации в слуховую и слуховой – в зрительную, развитие внимания и памяти
4. Развитие мыслительных операций (оперирование понятиями ОБЩЕЕ, ЧАСТНОЕ)
5. Игра «Рисование фигур»
Цель: развитие кинестетического контроля, развитие двух полушарий головного мозга
6. Работа в тетради ( развитие визуально- аудиального восприятия, памяти, внимания, речи)_
Игра «Снимаем фильм»
7. Развитие мышления и логики
8. Рефлексия занятия
Занятие № 12
1. Игра «Четыре стихии»
2. Игра «Анаграммы»
Цель: развитие комбинаторных навыков, мыслительных операций
- составить из букв слова
3. Игра «Считаем буквы у доски»
Цель: формирование навыка перевода зрительной информации в слуховую и слуховой – в зрительную, развитие внимания и памяти
4. Развитие мыслительных операций (оперирование понятиями ОБЩЕЕ, ЧАСТНОЕ)
5. Игра «Рисование фигур»
Цель: развитие кинестетического контроля, развитие двух полушарий головного мозга
6. Работа в тетради ( развитие визуально- аудиального восприятия, памяти, внимания, речи)_
Игра «Снимаем фильм»
7. Развитие мышления и логики
8. Рефлексия занятия
Занятие № 13
1. Игра «Цепочка»
Цель: развитие внимания, речи, быстроты реакции
2. Игра «Анаграммы»
Цель: развитие комбинаторных навыков, мыслительных операций
3. Игра «Считаем буквы у доски»
Цель: формирование навыка перевода зрительной информации в слуховую и слуховой – в зрительную, развитие внимания и памяти
4. Игра «Закрытые глаза»
Цель: развитие кинестетического контроля, внимания
5. Игра «Рисование фигур»
Цель: развитие кинестетического контроля, развитие двух полушарий головного мозга
6. Работа в тетради ( развитие визуально- аудиального восприятия, памяти, внимания, речи)
Игра «Снимаем фильм»
7. Развитие мышления и логики
8. Рефлексия занятия
Занятие № 14
1. Игра «Цепочка»
2. Развитие мышления ( установление связей между понятиями, 4-ый лишний)
3. Игра «Закрытые глаза»
Цель: развитие кинестетического контроля, внимания
4. Игра «Рисование фигур»
Цель: развитие кинестетического контроля, развитие двух полушарий головного мозга
5. Работа в тетради ( развитие визуально- аудиального восприятия, памяти, внимания, речи)
Игра «Снимаем фильм»
6. Развитие мышления и логики
7. Рефлексия занятия
Занятие № 15
1. Игра «Цепочка»
2. Развитие мышления ( установление связей между понятиями, 4-ый лишний)
3. Игра «Закрытые глаза»
Цель: развитие кинестетического контроля, внимания
4. Игра «Рисование фигур»
Цель: развитие кинестетического контроля, развитие двух полушарий головного мозга
5. Работа в тетради ( развитие визуально- аудиального восприятия, памяти, внимания, речи)
Игра «Снимаем фильм»
6. Развитие мышления и логики
7. Рефлексия занятия
3 КЛАССЫ
Цели:
v развитие внимания, аудиальной памяти;
v развитие аудиального восприятия, обогащение словарного запаса;
v развитие мышления ( 4-ый лишний);
v развитие памяти, внимания, перевод аудиальной информации в визуальную и кинестетическую;
v развитие мыслительных операций;
v перевод аудиальной информации в визуальную и кинестетическую, увеличение объема памяти;
v снятие физического и эмоционального напряжения, развитие памяти и внимания;
v развитие аудиального восприятия, обогащение словарного запаса;
v развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализаторов;
v развитие словарного запаса (развитие умения оперировать понятиями ОБЩЕГО и ЧАСТНОГО);
v развитие аудиального восприятия, обогащение словарного запаса;
v развитие коммуникативных навыков;
v развитие мыслительных операций (формирование умения выделять существенные признаки);
v развитие комбинаторных навыков, мыслительных операций;
v развитие визуально - аудиального восприятия, памяти, внимания, речи;
v сформировать умение устанавливать последовательность подчинения понятий;
v развитие кинестетического контроля, развитие двух полушарий головного мозга;
v снятие физического и эмоционального напряжения, развитие памяти и внимания;
v формирование навыка перевода зрительной информации в слуховую и слуховой – в зрительную, развитие внимания и памяти;
Занятие № 1
1. Игра- разминка «Слушай хлопки»
Цель: развитие внимания, аудиальной памяти
2. Развитие аудиального восприятия, обогащение словарного запаса Игра «Не пропусти слово»
3. Развитие мышления ( 4-ый лишний)
4. Развитие памяти, внимания, аудиального восприятия
Упражнение «Предложение на 2 части»
5. Развитие мыслительных операций
6. Работа в тетради ( развитие аудиального восприятия, увеличение объема памяти)
7. Рефлексия занятия
Занятие № 2
1. Игра- разминка «Слушай хлопки»
Цель: развитие внимания, аудиальной памяти
2. Развитие аудиального восприятия, обогащение словарного запаса
Игра «Закончи слово»
3. Развитие мышления ( 4-ый лишний)
4. Развитие памяти, внимания, аудиального восприятия
Упражнение «Предложение на 2 части»
5. Развитие мыслительных операций
6. Работа в тетради ( развитие аудиального восприятия, увеличение объема памяти)
7. Рефлексия занятия
Занятие № 3
1. Игра « У оленя дом большой»
Цель: снятие физического и эмоционального напряжения, развитие памяти и внимания
2. Развитие аудиального восприятия, обогащение словарного запаса
Игра «Не пропусти слово»
3. Развитие мышления ( 4-ый лишний)
4. Развитие памяти, внимания, аудиального восприятия
Упражнение «Предложение на 2 части»
5. Развитие мыслительных операций
6. Работа в тетради ( развитие аудиального восприятия, увеличение объема памяти)
7. Рефлексия занятия
Занятие № 4
1. Игра « У оленя дом большой»
Цель: снятие физического и эмоционального напряжения, развитие памяти и внимания
2. Развитие аудиального восприятия, обогащение словарного запаса
Игра «Закончи слово»
3. Развитие мышления ( 4-ый лишний)
4. Развитие памяти, внимания, аудиального восприятия
Упражнение «Предложение на 2 части»
5. Развитие мыслительных операций
6. Работа в тетради ( развитие аудиального восприятия, увеличение объема памяти)
7. Рефлексия занятия
Занятие № 5
1. Игра «Четыре стихии»
Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализаторов
2. Развитие аудиального восприятия, обогащение словарного запаса
3. Развитие словарного запаса (развитие умения оперировать понятиями ОБЩЕГО и ЧАСТНОГО)
4. Развитие памяти, внимания, перевод аудиальной информации в визуальную
Игра «Снежный ком»
5. Игра «Заколдованные слова» (развитие аудиального восприятия, внимания)
6. Работа в тетради ( развитие аудиального восприятия, увеличение объема памяти)
7. Рефлексия занятия
Занятие № 6
1. Игра «Четыре стихии»
Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализаторов
2. Развитие аудиального восприятия, обогащение словарного запаса
3. Развитие словарного запаса (развитие умения оперировать понятиями ОБЩЕГО и ЧАСТНОГО)
4. Развитие памяти, внимания, перевод аудиальной информации в визуальную
Игра «Снежный ком»
5. Игра «Заколдованные слова» (развитие аудиального восприятия, внимания)
6. Работа в тетради ( развитие аудиального восприятия, увеличение объема памяти)
- Цель: развитие памяти, внимания, речи
7. Рефлексия занятия
Занятие № 7
1. Игра « Колпак мой треугольный…»
Цель: снятие физического и эмоционального напряжения, развитие памяти и внимания
2. Развитие аудиального восприятия, обогащение словарного запаса
3. Развитие словарного запаса (развитие умения оперировать понятиями ОБЩЕГО и ЧАСТНОГО)
4. Развитие памяти, внимания, перевод аудиальной информации в визуальную
Игра «Снежный ком»
5. Игра «Заколдованные слова» (развитие аудиального восприятия, внимания)
6. Работа в тетради ( развитие аудиального восприятия, увеличение объема памяти)
- Цель: развитие памяти, внимания, речи
7 . Рефлексия занятия
Занятие № 8
1. Игра « Колпак мой треугольный…»
Цель: снятие физического и эмоционального напряжения, развитие памяти и внимания
2. Развитие аудиального восприятия, обогащение словарного запаса
3. Развитие словарного запаса (развитие умения оперировать понятиями ОБЩЕГО и ЧАСТНОГО)
4. Развитие памяти, внимания, перевод аудиальной информации в визуальную
Игра «Снежный ком»
5. Игра «Заколдованные слова» (развитие аудиального восприятия, внимания)
6. Работа в тетради ( развитие аудиального восприятия, увеличение объема памяти)
- Цель: развитие памяти, внимания, речи
7. Рефлексия занятия
Занятие № 9
1. Игра «Фрукты-овощи-грибы»
Цель: развитие внимания, памяти, коммуникативных навыков
2. Развитие мыслительных операций (формирование умения выделять существенные признаки)
3. Развитие словарного запаса (развитие умения оперировать понятиями ОБЩЕГО и ЧАСТНОГО)
Цель: сформировать умение устанавливать последовательность подчинения понятий
4. Развитие памяти, внимания, перевод аудиальной информации в визуальную
Игра «Снежный ком»
5. Игра «Анаграммы»
Цель: развитие комбинаторных навыков, мыслительных операций
6. Работа в тетради ( развитие визуально- аудиального восприятия, памяти, внимания, речи)
Игра «Снимаем фильм»
7. Рефлексия занятия
Занятие № 10
1. Игра «Фрукты-овощи-грибы»
Цель: развитие внимания, памяти, коммуникативных навыков
2. Развитие мыслительных операций (формирование умения выделять существенные признаки)
3. Развитие словарного запаса (развитие умения оперировать понятиями ОБЩЕГО и ЧАСТНОГО)
Цель: сформировать умение устанавливать последовательность подчинения понятий
4. Развитие памяти, внимания, перевод аудиальной информации в визуальную
Игра «Снежный ком»
5. Игра «Анаграммы»
Цель: развитие комбинаторных навыков, мыслительных операций
6. Работа в тетради ( развитие визуально- аудиального восприятия, памяти, внимания, речи)
Игра «Снимаем фильм»
7. Рефлексия занятия
Занятие № 11
1. Игра- разминка «Слушай хлопки»
Цель: развитие внимания, аудиальной памяти
2. Развитие мыслительных операций (формирование умения выделять существенные признаки)
3. Развитие словарного запаса (развитие умения оперировать понятиями ОБЩЕГО и ЧАСТНОГО)
Цель: сформировать умение устанавливать последовательность подчинения понятий
4. Игра «Считаем буквы у доски»
Цель: формирование навыка перевода зрительной информации в слуховую и слуховой – в зрительную, развитие внимания и памяти
5. Игра «Анаграммы»
Цель: развитие комбинаторных навыков, мыслительных операций
- составить из букв слова
6. Работа в тетради ( развитие визуально- аудиального восприятия, памяти, внимания, речи)
Игра «Снимаем фильм»
7. Рефлексия занятия
Занятие № 12
1. Игра- разминка «Слушай хлопки»
Цель: развитие внимания, аудиальной памяти
2. Развитие словарного запаса (развитие умения оперировать понятиями ОБЩЕГО и ЧАСТНОГО)
Цель: сформировать умение устанавливать последовательность подчинения понятий
3. Игра «Считаем буквы у доски»
Цель: формирование навыка перевода зрительной информации в слуховую и слуховой – в зрительную, развитие внимания и памяти
4. Игра «Анаграммы»
Цель: развитие комбинаторных навыков, мыслительных операций
5. Игра «Рисование фигур»
Цель: развитие кинестетического контроля, развитие двух полушарий головного мозга
6. Работа в тетради ( развитие визуально- аудиального восприятия, памяти, внимания, речи)
Игра «Снимаем фильм»
7. Развитие мышления и логики
8. Рефлексия занятия
Занятие № 13
1. Игра « У оленя дом большой»
Цель: снятие физического и эмоционального напряжения, развитие памяти и внимания
2. Развитие словарного запаса (развитие умения оперировать понятиями ОБЩЕГО и ЧАСТНОГО)
Цель: сформировать умение устанавливать последовательность подчинения понятий
3. Игра «Считаем буквы у доски»
Цель: формирование навыка перевода зрительной информации в слуховую и слуховой – в зрительную, развитие внимания и памяти
4. Игра «Анаграммы»
Цель: развитие комбинаторных навыков, мыслительных операций
5. Игра «Рисование фигур»
Цель: развитие кинестетического контроля, развитие двух полушарий головного мозга
6. Игра «Закрытые глаза»
Цель: развитие кинестетического контроля, внимания
7. Работа в тетради ( развитие визуально- аудиального восприятия, памяти, внимания, речи)
Игра «Снимаем фильм»
8. Развитие мышления и логики
9. Рефлексия занятия
Занятие № 14
1. Игра « У оленя дом большой»
Цель: снятие физического и эмоционального напряжения, развитие памяти и внимания
2. Развитие словарного запаса (развитие умения оперировать понятиями ОБЩЕГО и ЧАСТНОГО)
Цель: сформировать умение устанавливать последовательность подчинения понятий
3. Игра «Считаем буквы у доски»
Цель: формирование навыка перевода зрительной информации в слуховую и слуховой – в зрительную, развитие внимания и памяти
4. Игра «Анаграммы»
Цель: развитие комбинаторных навыков, мыслительных операций
5. Игра «Рисование фигур»
Цель: развитие кинестетического контроля, развитие двух полушарий головного мозга
6. Игра «Закрытые глаза»
Цель: развитие кинестетического контроля, внимания
7. Работа в тетради ( развитие визуально- аудиального восприятия, памяти, внимания, речи)
Игра «Снимаем фильм»
8. Развитие мышления и логики
9. Рефлексия занятия
Занятие № 15
1. Игра « Колпак мой треугольный…»
Цель: снятие физического и эмоционального напряжения, развитие памяти и внимания
2. Развитие словарного запаса (развитие умения оперировать понятиями ОБЩЕГО и ЧАСТНОГО)
Цель: сформировать умение устанавливать последовательность подчинения понятий
3. Игра «Считаем буквы у доски»
Цель: формирование навыка перевода зрительной информации в слуховую и слуховой – в зрительную, развитие внимания и памяти
4. Игра «Анаграммы»
Цель: развитие комбинаторных навыков, мыслительных операций
5. Игра «Рисование фигур»
Цель: развитие кинестетического контроля, развитие двух полушарий головного мозга
6. Игра «Закрытые глаза»
Цель: развитие кинестетического контроля, внимания
7. Работа в тетради ( развитие визуально- аудиального восприятия, памяти, внимания, речи)
Игра «Снимаем фильм»
8. Развитие мышления и логики
9. Рефлексия занятия
4 КЛАССЫ
Цели:
v развитие наблюдательности, внимания;
v развитие логического мышления, речи;
v перевод аудиальной информации в визуальную и кинестетическую, увеличение объема памяти;
v развитие словарного запаса (развитие умения оперировать понятиями ОБЩЕГО и ЧАСТНОГО);
v развитие визуально- аудиального восприятия, памяти, внимания, речи;
v развитие произвольности внимания;
v развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализаторов;
v развитие внимания (концентрации и устойчивости);
v развитие мышления;
v снятие физического и эмоционального напряжения, развитие памяти и внимания;
v развитие логики;
v развитие кинестетической памяти;
v развитие мыслительных операций (формирование умения выделять существенные признаки);
v развитие комбинаторных навыков, мыслительных операций
v формирование навыка перевода зрительной информации в слуховую и слуховой – в зрительную, развитие внимания и памяти;
v развитие кинестетического контроля, развитие двух полушарий головного мозга;
v развитие мыслительных операций (формирование умения устанавливать связи между понятиями);
Занятие № 1
1. Игра «Зеркала»
Цель: развитие наблюдательности, внимания
2. Развитие логического мышления, речи
а) узнай предмет по заданным признакам:
б) поиск предметов со сходными свойствами:
в) превращение слов:
3. Развитие памяти, внимания, аудиального восприятия
Упражнение «Предложение на 2 части»
4. Развитие мыслительных операций ( понятия ОБЩЕЕ И ЧАСТНОЕ)
5. Работа в тетради ( развитие аудиального восприятия, увеличение объема памяти)
6. Игра « Таинственные письмена» (развитие внимания, восприятия)
7. Рефлексия занятия
Занятие № 2
1. Игра «Зеркала»
2. Развитие логического мышления, речи
а) узнай предмет по заданным признакам:
б) поиск предметов со сходными свойствами:
в) превращение слов:
3. Развитие памяти, внимания, аудиального восприятия
Упражнение «Предложение на 2 части»
4. Развитие мыслительных операций ( понятия ОБЩЕЕ И ЧАСТНОЕ)
5. Работа в тетради ( развитие аудиального восприятия, увеличение объема памяти)
6. Игра « Таинственные письмена» (развитие внимания, восприятия)
7. Рефлексия занятия
Занятие № 3
1. Игра «Запрещенное движение»
Цель: развитие произвольности внимания
2. Развитие логического мышления, речи
а) узнай предмет по заданным признакам:
б) поиск предметов со сходными свойствами:
в) превращение слов:
3. Развитие памяти, внимания, аудиального восприятия
Упражнение «Предложение на 2 части»
4. Развитие мыслительных операций ( понятия ОБЩЕЕ И ЧАСТНОЕ)
5. Работа в тетради ( развитие аудиального восприятия, увеличение объема памяти)
6. Игра « Таинственные письмена» (развитие внимания, восприятия)
7. Рефлексия занятия
Занятие № 4
1. Игра «Запрещенное движение»
2. Развитие логического мышления, речи
а) нахождение общих признаков нескольких предметов:
б) поиск предметов со сходными свойствами:
в) превращение слов:
3. Развитие памяти, внимания, аудиального восприятия
Упражнение «Предложение на 2 части»
4. Развитие мыслительных операций ( понятия ОБЩЕЕ И ЧАСТНОЕ)
5. Работа в тетради ( развитие аудиального восприятия, увеличение объема памяти)
6. Игра « Таинственные письмена» (развитие внимания, восприятия)
7. Рефлексия занятия
Занятие № 5
1. Игра «Четыре стихии»
Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и
2. Развитие логического мышления, речи
а) нахождение общих признаков нескольких предметов:
б) превращение слов:
3. Развитие памяти, внимания, аудиального восприятия
Упражнение «Предложение на 2 части»
4. Развитие мыслительных операций ( понятия ОБЩЕЕ И ЧАСТНОЕ)
5. Игра «Заколдованные слова» (развитие аудиального восприятия, внимания)
6. Работа в тетради ( развитие аудиального восприятия, увеличение объема памяти)
- Цель: развитие памяти, внимания, речи
7. Рефлексия занятия
Занятие № 6
1. Игра «Четыре стихии»
2. Развитие внимания (концентрации и устойчивости)
3. Развитие памяти, внимания, перевод аудиальной информации в визуальную
Игра «Снежный ком»
4. Развитие мышления ( 4-ый лишний)
5. Игра «Заколдованные слова» (развитие аудиального восприятия, внимания)
6. Работа в тетради ( развитие аудиального восприятия, увеличение объема памяти)
- Цель: развитие памяти, внимания, речи
7. Развитие мышления и логики.
8. Рефлексия занятия
Занятие № 7
1. Игра « Колпак мой треугольный…»
Цель: снятие физического и эмоционального напряжения, развитие памяти и внимания
2. Развитие внимания (концентрации и устойчивости)
3. Развитие памяти, внимания, перевод аудиальной информации в визуальную
Игра «Снежный ком»
4. Развитие мышления ( 4-ый лишний)
5. Игра «Заколдованные слова» (развитие аудиального восприятия, внимания)
6. Работа в тетради ( развитие аудиального восприятия, увеличение объема памяти)
- Цель: развитие памяти, внимания, речи
7. Развитие мышления и логики
8. Рефлексия занятия
Занятие № 8
1. Игра « Колпак мой треугольный…»
2. Развитие внимания (концентрации и устойчивости)
3. Развитие памяти, внимания, перевод аудиальной информации в визуальную
Игра «Снежный ком»
4. Развитие мышления ( 4-ый лишний)
5. Игра «Заколдованные слова» (развитие аудиального восприятия, внимания)
6. Работа в тетради ( развитие аудиального восприятия, увеличение объема памяти)
- Цель: развитие памяти, внимания, речи
7. Развитие мышления и логики
8. Рефлексия занятия
Занятие № 9
1. Игра- разминка «Запомни движение»
Цель: развитие кинестетической памяти
2. Развитие внимания (концентрации и устойчивости)
3. Развитие памяти, внимания, перевод аудиальной информации в визуальную
Игра «Снежный ком»
4. Развитие мышления ( 4-ый лишний)
5. Игра «Заколдованные слова» (развитие аудиального восприятия, внимания)
6. Работа в тетради ( развитие визуально- аудиального восприятия, памяти, внимания, речи)_
Игра «Снимаем фильм»
7. Развитие мышления и логики
8. Рефлексия занятия
Занятие № 10
1. Игра- разминка «Запомни движение»
2. Развитие мыслительных операций (формирование умения выделять существенные признаки)
3. Развитие мыслительных операций (формирование умения выделять существенные признаки)
4. Развитие памяти, внимания, перевод аудиальной информации в визуальную
Игра «Снежный ком»
5. Игра «Анаграммы»
Цель: развитие комбинаторных навыков, мыслительных операций
6. Работа в тетради ( развитие визуально- аудиального восприятия, памяти, внимания, речи)_
Игра «Снимаем фильм»
7. Развитие мышления и логики
8. Рефлексия занятия
Занятие № 11
1. Игра «Зеркала»
2. Развитие мыслительных операций (формирование умения выделять существенные признаки)
3. Развитие мыслительных операций (формирование умения выделять существенные признаки)
4. Игра «Считаем буквы у доски»
Цель: формирование навыка перевода зрительной информации в слуховую и слуховой – в зрительную, развитие внимания и памяти
5. Игра «Анаграммы»
Цель: развитие комбинаторных навыков, мыслительных операций
6. Игра «Рисование фигур»
Цель: развитие кинестетического контроля, развитие двух полушарий головного мозга
7. Работа в тетради ( развитие визуально- аудиального восприятия, памяти, внимания, речи)_
Игра «Снимаем фильм»
8. Рефлексия занятия
Занятие № 12
1. Игра «Зеркала»
2. Развитие мыслительных операций (формирование умения выделять существенные признаки)
3. Развитие мыслительных операций (формирование умения выделять существенные признаки)
4. Игра «Считаем буквы у доски»
Цель: формирование навыка перевода зрительной информации в слуховую и слуховой – в зрительную, развитие внимания и памяти
5. Игра «Анаграммы»
Цель: развитие комбинаторных навыков, мыслительных операций
6. Игра «Рисование фигур»
Цель: развитие кинестетического контроля, развитие двух полушарий головного мозга
7. Работа в тетради ( развитие визуально- аудиального восприятия, памяти, внимания, речи)_
Игра «Снимаем фильм»
8. Рефлексия занятия
1. Игра «Четыре стихии»
2. Развитие мыслительных операций (формирование умения выделять существенные признаки)
3. Игра «Считаем буквы у доски»
Цель: формирование навыка перевода зрительной информации в слуховую и слуховой – в зрительную, развитие внимания и памяти
4. Игра «Анаграммы»
Цель: развитие комбинаторных навыков, мыслительных операций
5. Работа в тетради ( развитие визуально- аудиального восприятия, памяти, внимания, речи)_
Рисуем фигуры- запоминаем слова
Цель: развитие кинестетического контроля, развитие двух полушарий головного мозга,
развитие внимания, памяти
6. Игра «Закрытые глаза»
Цель: развитие кинестетического контроля, внимания
7. Развитие мыслительных операций
8. Рефлексия занятия
Занятие № 14
1. Игра «Четыре стихии»
2. Развитие мыслительных операций (формирование умения устанавливать связи между понятиями)
3. Игра «Считаем буквы у доски»
Цель: формирование навыка перевода зрительной информации в слуховую и слуховой – в зрительную, развитие внимания и памяти
4. Игра «Анаграммы»
Цель: развитие комбинаторных навыков, мыслительных операций
5. Игра «Заколдованные слова»
Цель: развитие внимания
6. Работа в тетради ( развитие визуально- аудиального восприятия, памяти, внимания, речи)_
Рисуем фигуры- запоминаем слова
Цель: развитие кинестетического контроля, развитие двух полушарий головного мозга,
развитие внимания, памяти
7. Игра «Закрытые глаза»
Цель: развитие кинестетического контроля, внимания
8. Рефлексия занятия
Занятие № 15
1. Игра «Четыре стихии»
2. Развитие мыслительных операций (формирование умения устанавливать связи между понятиями)
3. Игра «Анаграммы»
Цель: развитие комбинаторных навыков, мыслительных операций
4. Игра «Заколдованные слова»
Цель: развитие внимания
5. Работа в тетради ( развитие визуально- аудиального восприятия, памяти, внимания, речи)
Рисуем фигуры- запоминаем слова
Цель: развитие кинестетического контроля, развитие двух полушарий головного мозга,
развитие внимания, памяти
6. Игра «Закрытые глаза»
Цель: развитие кинестетического контроля, внимания
7. Развитие мыслительных операций
8. Рефлексия занятия
Составитель программы: педагог- психолог Артюхина Е.В. Данная программа апробирована на протяжении последних 7 лет работы.