Память – важный для обучения и развития познавательный процесс. И если в этой области есть нарушения, то тревога родителей вполне понятна. Только важно разобраться, в чем именно проблема, тогда помочь ребенку можно своевременно и легко.
Другие дети в этом возрасте…
Годам к пяти-шести разница в развитии детей становится очевидной. Часто именно в это время родители начинают беспокоиться. Скоро в школу: уроки, задания, ответственность, а ребенок по десять раз одно и то же переспрашивает. Действительно, память – важный показатель готовности к школе. Однако ее недостаточное развитие в пять-шесть лет еще не говорит о том, что все школьные годы ребенок будет отставать от сверстников и что у него будут трудности в учебе. Вполне возможно, что развитием памяти у ребенка просто никто не занимался. «Когда родился первый ребенок, я была увлечена идеей естественного воспитания. Без садика, без всяких логопедов-психологов, без компьютеров и телевизоров. Мы переехали на дачу, жили там круглый год, дети целыми днями играли на улице, и я радовалась тому, что мы в таком единении с природой. А когда вернулись в город – идти в школу, на консультации нам сказали, что ребенок отстает от всех детей в своей возрастной группе. Для меня это было удивительно – всегда считала, что развитие должно идти само по себе. Спасибо учительнице – она стала заниматься дополнительно. За полгода ликвидировали все пробелы. Похоже, перегнула я с естественным воспитанием». С одной стороны, память действительно развивается сама – в процессе общения, повседневных ситуаций. С другой, нужны и специальные навыки, и тренировка. В 46 лет меняется процесс запоминания. Память становится смысловой, освобождается от опоры на восприятие. Ребенок начинает осознанно управлять своей памятью. Но он не может научиться приемам запоминания, если у него нет в этом необходимости. Родителям стоит об этом позаботиться – особенно если ребенок не ходит в садик, где такие занятия – часть программы. Домашние уроки по развитию памяти должны быть интересными для детей. Например, разыгрывание сценок, или чтение стихов по ролям, или игры. И будет лучше, если сам ребенок не будет знать, для чего вы это делаете. Обсуждать при нем проблемы памяти, ваши опасения не стоит. Также не стоит давать оценки, напоминать, что вы следите за результатом. Это будет только поводом для тревоги, а не стимулом улучшить свою память.
Помнит все, что не надо
Пожалуй, все родители сталкивались с ситуацией, демонстрирующей особенности памяти произвольной и непроизвольной. Какую-нибудь шутку или явно не детский стишок – просто на лету, что называется, ребенок схватывает. А вот слова песни про осень выучить не может. Причина такой избирательности – разное отношение к запоминаемому. В первом случае мотивация возникла сама собой: такие необычные слова, и все окружающие, услышав, сначала засмеялись – конечно, надо повторить. Во втором о мотиве должны были позаботиться взрослые. Особенно если слов много или они трудные для запоминания. Создать мотив нетрудно, главное – он должен иметь позитивную окраску. «Нам всегда тяжело учить стихи к утренникам. Не любит дочка это занятие. И уговаривать приходится, и обещать подарок за выступление. Свекровь, увидев однажды, как мы занимаемся, сказала: «Нет, это не дело. Давай-ка ее ко мне на выходные. Моя подруга придет. Она сорок лет в садике проработала. Медведя может заставить поэму выучить». Я согласилась. Жалею до сих пор. Дочь стишок выучила, но на утреннике ее стало тошнить, и, конечно, на сцену ее не выпустили. А теперь она вообще отказывается в чем-либо участвовать. И не запоминает ничего». Дети по-разному реагируют на мотивы угрозы. Есть те, кому можно сказать: «Не справишься никуда с нами не поедешь» (правда, это не значит, что такой способ убеждения должен быть ведущим: он формирует ориентацию на избегание неудач, а не на достижения). Но есть и такие, кого столь жесткий мотив дезорганизует совсем – вызывает страх. То же касается и сверхсильной мотивации. Ребенок не боится, а, наоборот, слишком сильно хочет сделать все, как сказали. «Мы придем всей семьей, мы будем тебя фотографировать. Ты уж нас не подведи – там целый зал народу будет». Всем процессам памяти: запоминанию, сохранению, воспроизведению – такая мотивация мешает. И забыванию (а это также процесс памяти) тоже. На выступлении половину забыл, половину перепутал, зато потом эта речь годами из головы не выходит. Слово в слово.
Источник фотографий: Мария СЕРГЕЕВА.