Нередко можно видеть, как малыш по той или иной причине, известной только ему, устраивает своего рода марлезонский балет с бурными криками. Чаще всего реакция взрослых на такое поведение не отличается оригинальностью – обращение к ребенку на повышенных тонах и требование прекратить истерику. Иногда в ход в качестве аргумента идут подзатыльники или шлепки. Результат – настроение испорчено у всех участников действия.
Родители порой просто не понимают, что ребенок не осознает в полной мере испытываемых им эмоций. Он слишком мал, чтобы давать им названия – злость, раздражение, испуг. Задача взрослых –помочь ему разобраться в том, что он чувствует.
Поскольку ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, то и объяснения надо проводить в игровой форме. Для работы с эмоциональным состоянием малыша можно использовать игрушки и рисование. Например, когда у ребенка начинается истерика, переключить его внимание, показать ему игрушку и с соответствующей интонацией сказать «К нам пришла Злюка-Бука» и изобразить, что она делает. Потом попросить ребенка показать, что еще делает Злюка-Бука. Затем можно ввести новый персонаж, который хочет, чтобы Злюка-Бука стала хорошей и не вредничала. Ребенок, откликаясь на действия взрослого, быстрее забывает об истерике.