Мой сайт Среда, 02.07.2025, 18:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2014  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2014 » Апрель » 15 » «Развитие зрительного восприятия у детей с наруш
    08:20
     

    «Развитие зрительного восприятия у детей с наруш



    «Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения посредством использования схематизации и моделирования в различных видах деятельности»

    Выполнила Елисеева Л.В.

    Воспитатель МДОУ детский сад №100

    Город Тверь Тверской области

    Актуальность темы: « Каждый вид аномального развития характеризуется системным проявлением, в котором выделяются первичный дефект и вторичные отклонения» (Выготский Л .С.)



    Нарушение зрения у детей отрицательно влияет на развитие всех познавательных процессов (зрительного ощущения и зрительного восприятия, образное мышление, речь, память, внимание). Поэтому обучение и воспитание в нашем дошкольном учреждении направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление плеоптического и ортоптического лечения по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку детей к обучению в школе.

    Нарушение зрения у детей отрицательно влияет на развитие всех познавательных процессов (зрительного ощущения и зрительного восприятия, образное мышление, речь, память, внимание). Поэтому обучение и воспитание в нашем дошкольном учреждении направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление плеоптического и ортоптического лечения по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку детей к обучению в школе.

    В работе с детьми столкнулась со следующими проблемами:
    • Лечение методом прямой окклюзии хотя и заставляет хуже видящий глаз активно работать, но в тоже время лишает ребёнка возможности свободно передвигаться, ориентироваться в пространстве, качественно выполнять необходимые действия;

    • Лечение на аппаратах, специальные коррекционные занятия, как правило, носят малоподвижный характер. Это способствует повышению утомляемости и снижению познавательных и физических возможностей у детей, которые и так страдают из-за зрительно- двигательной недостаточности;



    Индивидуальный характер заданий детям, которые находится на разных периодах лечебно- восстановительного лечения, затрудняет их организацию и проведению занятии с учётом всего образовательного процесса;

    • Индивидуальный характер заданий детям, которые находится на разных периодах лечебно- восстановительного лечения, затрудняет их организацию и проведению занятии с учётом всего образовательного процесса;

    • Из-за того, что в России небольшое количество дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения, ощущается недостаток профессионально изготовленного демонстрационного и раздаточного материала с учётом специфики восприятия детей с патологией зрения (соответствующий фон, цвет, размер пособий, четкость контуров, размер деталей и т.п.);

    Таким образом, стало ясно, что выделение фронтальных занятий для развития и активизации зрения и развития зрительного восприятия в отрыве от всего педагогического процесса не целесообразно, т. к. приводит:
    • переутомлению детей;

    • превышению нагрузки на детей в течение всего дня;

    • перевозбудимости нервной системы ребёнка:

    • к снижению усвоения программного материала

    В связи с выше перечисленными проблемами назрела необходимость использования наиболее эффективного дидактического материала, который позволил бы тесно объединить развитие познавательных процессов (зрительное ощущение и восприятие, образное мышление, логическое мышление, речь, память, внимание, воображение) и коррекционные задания.

    Плаксина Л.И. в пособии «Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике» показала эффективность специально подобранного для детей с патологией зрения дидактического материала. С его помощью комплексно решаются общеобразовательные и коррекционно-восстановительные задачи. Каждый раздел математики (форма и величина предмета, количество и счёт, ориентировка в пространстве и времени) сопровождается коррекционными заданиями. Например, для упражнения детей в составлении числа из двух меньших чисел предлагается обвести по контору соответствующее количество предметных изображений. Чтобы составить число пять, необходимо обвести по контору три квадрата и три пирамидки. В процессе обводки активно упражняется зрение, закрепляется представления о форме предметов, и соответственно формируются математические представления о числе. Подобное задание дети, которые нуждаются в охранительном режиме, выполняют с предметами или игрушками. Так осуществляется индивидуальный подход к детям, которые находятся на разных периодах лечебно­восстановительного лечения. Использование в практике воспитания и обучения на занятиях и в других видах детской деятельности упражнений на активизацию и коррекцию зрения и зрительного восприятия сохраняет детям свободное время для игр, бытовой деятельности, снижает утомляемость, повышает познавательные и физические возможности детей.



    Цель:

    Повышение качества обученности и воспитанности детей, успешная интеграция ребёнка с нарушением зрения в общеобразовательную школу нормальновидящих сверстников.

    Задачи:

    • Учёт общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;

    • Комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к коррекционной помощи детям с нарушением зрения;

    • Дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения, включая применение специальных методов работы, адаптированных дидактических материалов и пособий.



    Механизмы реализации:

    • Разработать коррекционные задачи по развитию зрительного восприятия для всех возрастных групп на фронтальных общеобразовательных занятиях;

    • Разработать схему сочетания общеобразовательных и коррекционных задач на фронтальных занятиях;

    • Составить алгоритм технологии познавательно-­речевой деятельности;

    • Представить в виде схемы модель деятельности воспитателя коррекционной группы;

    • Изучить брошюру Ермакова В.П. «Графические средства наглядности для детей с патологией зрения»;

    • Изучить статью Подколзиной Е.Н. «Адаптация изобразительной иллюстративной наглядности к условиям дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения»;

    • Адаптировать и изготовить схемы и модели для работы с детьми по программе экологического образования «Мы» (модели отражающие существенные признаки живого; модели основных эколого-систематических групп: звери, птицы, рыбы, насекомые, растения);

    • Привлечение детей к созданию новых моделей: среда обитания основных эколого-­систематических групп; классификация птиц; зависимость строения конечностей от среды обитания;

    • Изготовить силуэты животных, птиц, насекомых;



    Разработать индивидуальные задания с использованием ранее изготовленных моделей (в соответствии с тематикой занятий по ознакомлению с животным миром);

    • Разработать индивидуальные задания с использованием ранее изготовленных моделей (в соответствии с тематикой занятий по ознакомлению с животным миром);

    • Создание объёмной модели года (круговорот смены времен года);

    • Изготовление действующей модели перекрестка улицы с последовательным переключением сигналов светофора;

    • Изготовить рабочие листы для изучения правил перехода улицы по сигналам светофора;

    • Изготовить рабочие листы для изучения жестов регулировщика в соответствии с сигналами светофора;

    • Изучить опыт работы Соборовской г. Ноябрьск, 2007г. «Развитие невербального общения детей с нарушением зрения»

    • Изготовление сборно-разборной модели лица и тела человека (для изучения строения лица и тела мимики, проявления эмоций и пантомимики);

    • Изготовление трафарета лица ребенка (для самооценки ребёнком выполненных заданий);

    • Составление схемы-плана групповой комнаты;

    • Изготовление карточек выполнения общеразвивающих упражнений и основных видов движений;

    • Составление схемы поэтапного выполнения птиц и животных способом оригами;

    • Составление конспектов занятий ( по развитию зрительного восприятия, ознакомлению с окружающим);

    • Диагностирование детей по разделу «Природоведческие знания» (в начале и конце учебного года);

    • Диагностика развития зрительного восприятия (в начале и в конце учебного года);

    • Отслеживание поступления выпускников в школы (специализированные, общеобразовательные, с углублённым изучением предметов, гимназии, лицей);



    Инструментарий

    • Подколзина Е.Н. «Особенности психофизического развития дошкольников с нарушением зрения»;

    • Плаксина Л.И. « Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике»;

    • Плаксина Л.И «Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения»;

    • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1У вида (программа детского сада);

    • Ермаков В.П. «Графические средства наглядности для детей с патологией зрения»;

    • Подколзина Е.Н. «Адаптация изобразительной иллюстративной наглядности к условиям дошкольного

    • учреждения для детей с нарушением зрения»;

    • Программа экологического образования детей «Мы»;

    • Соборовская г. Ноябрьск, 2007г. «Развитие невербального общения детей с нарушением зрения»



    Результат:

    • Разработан и подготовлен материал (демонстрационный, раздаточный, схемы, модели) по всей тематики раздела программы «Ознакомление с окружающим миром»;

    • Применение схематизации и моделирования на занятиях по ознакомлению с окружающим позволило объединить общеобразовательные задачи и коррекционные задания, не нарушая тематики занятий;

    • Выбор показателей подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе и развития зрительного восприятия выбран правильно. А вычисление в процентном отношении (или в каком либо другом исчислении) показателя уровня природоведческих знании у дошкольников затруднено, т. к. в дошкольных учреждениях нет балльной системы оценки знании детей;

    • На основе моделей, отражающих существенного признаки живого и основных эколого­систематических групп, рекомендованных программой экологического образования «Мы», самостоятельно разработаны и совместно с детьми изготовлены модели среды обитания основных эколого-систематических групп; Разработаны индивидуальные задания на основе моделирования; Создана модель «времена года»: Разработана и создана действующая модель перекрёстка улицы: Составы рабочие листы с заданиями для закрепления регулировщика в соответствии с сигналами светофора;

    • Применение схематизации и моделирования в занятиях по ознакомлению с окружающим миром позволит объединить общеобразовательные задачи и коррекционные задания. Появится возможность составлять различные задания в соответствии с темой занятия, с уровнем развития ребенка, рекомендациями врача-офтальмолога и учителя- тифлопедагога. Что даст положительные результаты психофизического развития ребёнка.

    • Разработанный мною материал поможет воспитателям, специалистам специальных дошкольных учреждений, педагогам дошкольных учреждений общеразвивающего вида в работе с детьми в эколого-ориентированной деятельности. Он поможет развить кругозор детей, повысить интерес детей к занятиям познавательного цикла.



    Содержание приложения:

    • Коррекционные задачи по развитию зрительного восприятия для всех возрастных групп на фронтальных общеобразовательных занятиях;

    • Схема сочетания общеобразовательных и коррекционных задач на фронтальных занятиях;

    • Алгоритм технологии познавательно­речевой деятельности;

    • Схема-модель деятельности воспитателя коррекционной группы;

    • Схемы и модели для работы с детьми по программе экологического образования «Мы» (модели отражающие существенные признаки живого; модели основных эколого-систематических групп: звери, птицы, рыбы, насекомые, растения);

    • Силуэты животных, птиц, насекомых;

    • Индивидуальные задания с использованием ранее изготовленных моделей (в

    • соответствии с тематикой занятий по ознакомлению с животным миром);

    • Объёмная модель года (круговорот смены времен года);

    • Действующая модель перекрестка улицы с последовательным переключением сигналов светофора;

    • Рабочие листы для изучения правил перехода улицы по сигналам светофора;

    • Рабочие листы для изучения жестов регулировщика в соответствии с сигналами светофора;

    • Сборно-разборная модель лица и тела человека (для изучения строения лица и тела мимики, проявления эмоций и пантомимики)

    • Трафарет лица ребенка (для самооценки ребёнком выполненных заданий);

    • Схема-план групповой комнаты;

    • Карточки для выполнения общеразвивающих упражнений и основных видов движений;

    • Схемы поэтапного выполнения птиц и животных способом оригами;

    • Конспекты занятий (по развитию зрительного восприятия, ознакомлению с окружающим);


    Просмотров: 760 | Добавил: forryince | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2025
    Конструктор сайтовuCoz