
Ребенок проявляет интерес к окружающей среде, внимательно смотрит на блестящие и движущиеся предметы и сопровождает их взглядом. Прислушивается к речи взрослых, поворачивает голову в сторону говорящих. Замечает свои руки, играет с ними. В возрасте 6—8 недель ребенок уже пробует собственный голос, начинает «говорить». В этом возрасте он уже узнает мать и радостно улыбается при виде ее. Выражение лица у спящего новорожденного иногда напоминает улыбку. В возрасте 6 — 8 недель ребенок уже улыбается» по-настоящему. Обычно он улыбается после еды, выражая улыбкой свое удовлетворение и хорошее самочувствие. В 3-месячном возрасте ребенок отвечает улыбкой на смех или улыбку матери. Ребенок также улыбается, увидев мать, глядя на свои руки и игрушки. При правильном уходе ребенок в возрасте 3 — 4 месяцев обращается лицом к груди матери во время кормления и ищет грудь с открытым ртом, иногда кладет руку на грудь матери. В этом возрасте ребенок проводит ночь спокойно, также спокойно дожидается кормления. В возрасте 4—8 месяцев ребенок делает попытки взять в руки заинтересовавшую его игрушку. В этом возрасте оп безошибочно отличает знакомых от незнакомых лиц, улыбается тем, кто ему нравится; видя незнакомое или не понравившееся ему лицо, плачет или отворачивается.

Ребенок улыбается матери не только тогда, когда она его кормит или меняет ему пеленки; протягивая ручонки, тянется к ней. В этом возрасте ребенок уже различает пищу, еще не попробовав ее на вкус, проявляет радость, если нища ему нравится, а если не нравится, моргает глазами; замечает новые цвета, новую ложку или посуду. Тембр голоса более разнообразный. Неожиданно натягивает себе на голову одеяло или простыню и громко смеется, если ему удается быстро выглянуть и под одеяла и встретиться взглядом со взглядом матери. Ребенок все больше проявляет инициативу. Именно в этом возрасте мать должна уделять максимальное внимание воспитанию ребенка. В возрасте 9—10 месяцев умственное развитие ребенка достигает новой степени. Если родители до этого произносили слова внятно и правильно, ребенок начинает понимать слова. Когда мать произносит слова: «иди ко мне» или «пошли купаться», ребенок тянется или подползает к матери. Услышав слова: «до свидания», ребенок прекращает улыбаться, лицо его становится серьезным, он начинает плакать или машет рукой. Мать говорит ему: «Я принесла тебе покушать», и ребенок уже делает жевательные движения. Поворачивается на живот, когда мать просит его сделать это. Уже начинают произносить первые снова «мама», «папа», старается повторить и другие услышанные слова. Делает рукой отрицательный жест или отталкивает не нравящуюся ему вещь или, наоборот, протягивает руку за игрушкой или нужной вещью.