Развитие творческого потенциала личности
5.05.2010 08:06
(Мои педагогические поиски в рамках темы «Пришло время нового образования»).
В Послании федеральному собранию Д. Медведев указывает на 5 направлений национальной образовательной стратегии «Наша новая школа». Одним из направлений является возможность учащимся раскрыть свои способности, учителя «должны помогать им становиться самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми». А ведущая цель моей работы – формирование творческой личности, поэтому я решила представить свои педагогические поиски в данном направлении. Все знаем, чтобы выполнить работу, нужно определить цели и задачи. Так же каждому учителю ещё в самом начале деятельности, по моему мнению, нужно определить, в чём же его назначение.

К.Д. Ушинский так определял назначение учителя: «Вот наше назначение: будем действовать для потомства. Как отцы, отдадим себя трудам и стараниям, плодовитым для детей наших. Соберём неиссякаемые сокровища, которые пусть расточат наследники наши. Пробудим требования, укажем разумную цель, откроем средства, расшевелим энергию – дела появятся сами». Слова эти поражают глубиной и широтой взгляда на педагогику в целом и на учителя как на человека, способного на полную самоотдачу. В этих словах об учительском труде говорится не как о службе, а как о служении. Служении потомству.
Эти слова – программа для нас, современных педагогов, и особо для учителей-словесников, потому что предназначение уроков русской литературы и русского языка, говоря словами известного методиста М.А.Рыбниковой, - «открывать глаза и окрылять сознание».
Что для нас урок? Жонглирование всевозможными терминами или доверительный, заинтересованный разговор о самых актуальных проблемах, касающихся нас? Для чего читаем классику: для того, чтобы продемонстрировать, как мы умеем разложить художественный текст на части, или для того, чтобы «пропустить» литературный шедевр не только через разум, но и через сердце? Какими мы хотим видеть детей? Чему хотим научить их? Что ждём от них: творчества, сотворчества или воспроизведения? Над этими вопросами размышляет каждый учитель-словесник. Вот вопросы, на которые я ищу ответ.
Долгие годы система школьного образования строилась на воспроизведении. Но ведь слепое воспроизведение не развивает творческие способности, не развивает личность. А одной из задач моей работы как раз является развитие творческих способностей и формирование творческой личности.
Чтобы от воспроизведения уйти к сотворчеству, а потом и к творчеству (конечной цели моей работы), нужны новые формы, новые методы организации деятельности учителя и ученика. Работая в данном направлении, я использовала различные типы уроков (уроки-семинары, уроки-концерты, уроки-путешествия, инсценировки и т.д.), разные формы работы: писали стихи, мифы, сказки, активно практиковали анализ текста. Но всего этого было явно недостаточно. Я понимала, что нужны какие-то новые способы создания обстановки, побуждающей к творчеству. Поиски новых способов организации деятельности вывели меня на технологию мастерских, которая как раз и создаёт творческую атмосферу. Уроки-мастерские стали традиционными в моей практике.
Инновационная технология мастерских способствует росту личности, раскрывает творческий потенциал каждого ребёнка, т.к. на таких уроках задействован каждый. Учащийся сам выстраивает знания, понимает, что он знает - не знает, оценивает себя, учится групповой деятельности. Таким образом, повышается мотивация к учёбе, пробуждается интерес к предмету. Уроки-мастерские формируют ценности, культуру и, что самое важное, учащиеся на таких уроках осваивают способы работы, которые пригодятся и в другой деятельности. Именно данная технология ведёт к сотворчеству.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» ставится задача создания «системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся». Моя деятельность как учителя-словесника как раз и направлена на социализацию учащихся. Профильное обучение ставит перед учителем важнейшие учебно-методические задачи. Это разработка программ по профильным предметам, создание и апробирование элективных курсов по выбранному профилю, разработка методических материалов. Мною разработано несколько программ элективных курсов. (9 класс -- «Деловое письмо», «Анализ текста», 10-11 классы -- «Как написать сочинение», «Интерпретация и рецензирование текста. Подготовка к ЕГЭ»)
Наибольшую трудность, на мой взгляд, вызывает разработка методических материалов. Это очень трудоёмкая работа, и методический материал должен быть точным и корректным.
В рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения мною разработаны программы элективных курсов и курсов по выбору.
В системе предпрофильной подготовки (9 класс) разработаны программы «Деловое письмо» и «Анализ текста».
Курс «Деловое письмо» предметно-ориентированный курс, задачей которого является дать учащимся возможность реализовать свой интерес к предмету, научить оформлению деловых бумаг. Программа курса «Деловое письмо» носила пробный характер, и в дальнейшем работу по ней я не вела. Однако учителя некоторых школ района работают по данной программе.
Курс «Анализ текста» также относится к предметно-ориентированным курсам. Целью данного курса является обобщение и закрепление знаний учащихся по анализу текста, расширение знаний учащихся о способах анализа текста разных типов и стилей, подготовка их к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ (часть С) в выпускном классе.
Одной из задач данного курса являлась подготовка к экзамену за курс основной школы (изложение с элементом сочинения). При написании изложения, в том числе и экзаменационного, у учащихся возникают вопросы: запоминать или анализировать текст? Что нужно анализировать? На что обращать внимание при чтении текста? Данный курс отвечает и на эти вопросы.
В системе профильного обучения мною была разработана программа курса по выбору для учащихся 10 общеобразовательного класса
«Как написать сочинение». Задача данного курса – помощь учащимся в удовлетворении их познавательных интересов и получение дополнительной подготовки при написании сочинений, т.к. многие учащиеся испытывают определённые трудности при написании сочинений. Данная программа представляет систему знаний по развитию связной письменной речи учащихся в старших классах и является одним из вариантов подготовки к сдаче экзамена в форме ЕГЭ (часть С). Она также систематизирует и расширяет знания учащихся, развивает навыки по конструированию текста.
Завершающим курсом данного цикла является программа курса по выбору «Интерпретация, рецензирование и конструирование текста», предназначенная для учащихся 11 класса.
Цель данной программы – систематизировать и углубить лингвистические знания, формировать умения применять полученные знания на практике, подготовиться к сдаче ЕГЭ.
Таким образом, курсы «Анализ текста», «Как написать сочинение» и «Интерпретация, рецензирование и конструирование текста» позволяют проводить систематическую работу по анализу и конструированию текста, подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.
На современном этапе школьной жизни основной акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012г» выдвигает в качестве приоритетной задачу обеспечения инновационного характера базового образования. «Данная задача определяет обновление содержания и технологий образования, обеспечивающих компетентностный подход, взаимосвязь академических знаний и практических умений». Закладывать основы формирования личности, давать знания, развивать практические умения и навыки -- это значит формировать компетентную личность. Особенно востребованными в этой связи в моей работе оказались методы и технологии на основе проектной и исследовательской деятельности.
Исследовательский метод играет огромную роль в формировании личности учащегося и в раскрытии его творческого потенциала. Кроме того учащиеся приучаются к самостоятельной работе с текстом, формируются оценочные позиции, развивается языковое чутьё, эмоциональное восприятие, творческое мышление, т.е. формируется личность. Данный вид деятельности помогает учащемуся самостоятельно определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы, применить имеющиеся знания и навыки, т.е. объединить академические знания и практические умения.

Исследовательские методы лежат и в основе проектной деятельности. Метод проекта всегда предполагает решение какой-то проблемы и направлен на получение результата. Работая с проектами, учащиеся приобретают знания, которых они не получают при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что учащиеся сами делают свой выбор и проявляют инициативу. Проектная деятельность -- это самостоятельные исследования, это возможность учиться в соответствии со способностями, налаживание взаимодействия между обучающимися. Конечный результат такого вида деятельности – это всегда собственный продукт. Проектная деятельность позволяет реализовать компетентностный подход в обучении, учит самостоятельной деятельности персонально каждого ученика и работе в группе, формирует личность и развивает творческие способности. Именно все эти составляющие вызывают интерес и желание работать как у меня, так и у моих учащихся. (Большие проекты «Толковый словарь для бестолковых взрослых», «Серебряный век через век…»).
Активно применяя в своей деятельности метод проектов, я вышла на использование информационных технологий. Вначале это были результаты проектной деятельности, оформленные в виде презентации («Серебряный век через век…»), а затем учащиеся стали создавать презентации по определённым темам, к урокам. (Прошлый учебный год –презентации по теме «…порохом пропахнувшие строки»).
Вот таков мой путь поисков и находок как раз в рамках нашей темы. Данные инновационные технологии помогают развивать творческую личность, раскрывать творческий потенциал каждого ученика, формировать личность, способную самостоятельно мыслить, добывать и применять знания.
Учительский труд – это бесконечный поиск, это постоянное самообразование, это путь находок и ошибок, это победы и поражения, радости и разочарования. И, по глубокому моему убеждению, это СЛУЖЕНИЕ потомству.
В далёком 1980 году я, начинающая учительница, случайно прочитала то ли в книге, то ли в журнале слова В.Шукшина: «Знай больше других, работай больше других, -- вот вся судьба. Это нелегко, это на всю жизнь, но ведь и помним-то мы, и таким только благодарны. Кто бы ты ни был – комбайнёр, академик, художник – живи и выкладывайся весь без остатка, старайся знать много, не жалуйся и не завидуй, не ходи против совести, старайся быть добрым и великодушным – это будет завидная судьба. А когда будешь таким – помоги другим». Эти слова не об учителе, не о его назначении, ни в коей мере я не соответствую им, но, как «русский огонёк», они вселяют в меня надежду и дают силы двигаться вперёд как бы трудным ни был путь.
1045: Access denied for user 'ba1709'@'localhost' (using password: NO)