Зоотерапия
Опыт проведения занятий по зоотерапии сотрудниками Казанского зооботсада.
Зоотерапия – «лечение животными». Ещё со времён Гиппократа известно, что животные благотворно влияют на эмоциональное состояние человека, и терапевтический эффект при контакте с животными достигается именно за счёт положительных эмоций. Впервые домашние животные в лечебных учреждениях появились в Англии – это произошло в Йорке, в местном заведении для душевнобольных в 1792 году. Концепция зоотерапии была сформулирована в 60-х годах ХХ века детским психиатром из США Борисом Левинсоном. Он обратил внимание, что его маленькие пациенты положительно реагировали на его собаку. Австралийские учёные документально доказали и показали, что психологическое состояние, самочувствие и объективные физиологические показатели у людей, недавно взявших в дом собаку или кошку, улучшаются [1,271].
За основу нашей программы был взят опыт зоотерапевтических групп при Московском и Николаевском зоопарках.
Занятия по зоотерапии проводились в школе 8-го вида для учащихся 4 и 6 классов . Для занятий с детьми использовались ручные животные выездной группы Казанского зооботсада.
Все занятия строятся по единому плану. Каждое занятие начинается с представления животного – его образ жизни, способ питания, особенности поведения и т.д., - что позволяет расширить кругозор детей. Продолжительность этого блока 3-5 минут, более этого времени внимание детей удержать сложно. Затем идёт непосредственное общение с животным (10-15 минут) – дети гладят животное, отвечают на вопросы педагога – какое оно на ощупь, какого цвета, каково настроение животного, нравится ли ему контакт с детьми. Этот этап занятия направлен на получение детьми положительных эмоций, расширение словарного запаса (как известно, речь умственно отсталых бедна прилагательными) и развитие эмпатии. Описывая эмоциональное и
физическое состояние животного, дети переносят на него свои чувства и ощущения. Мальчик Владик, когда его спросили, как себя чувствует кролик, сидящий у него на коленях, ответил: «Кролик болеет», хотя это не соответствовало состоянию животного. Мальчик же, напротив, выглядит болезненно. В другом случае, на занятии с курицей, девочка Фира на вопрос о том, какое настроение у петушка, ответила: «Он боится, потому что здесь очень много детей». Далее полученная информация закрепляется в игровой форме – игра обычно занимает 5-7 минут. После тематических игр дети снова общаются с животным. Общая продолжительность занятия 50 минут – час. В начале следующего занятия с детьми повторялся материал предыдущего.
Ниже мы приводим пример одного из занятий.
Морская свинка.
Цель занятия – знакомство с животным, обучение правилам обращения с животным при контакте, формирование положительных эмоций посредством контакта с животным.
Используемые материалы: географическая карта мира, карточки с изображением разного вида корма, рисунки, контуры животных, цветные карандаши.
Животные: 2-3 морские свинки разных пород.
Ход занятия:
1. Представление животного. Посмотрите на это животное. Как вы думаете – кто это? Правильно, морская свинка.
Родина морских свинок – Южная Америка. Когда – то очень давно индейцы держали морских свинок в качестве домашних животных. Днём зверьки бегали по поселению, а вечером возвращались домой.
Вопрос: Каких ещё домашних животных вы знаете? У кого из вас есть домашние животные?
Когда европейцы открыли Америку, им очень понравились эти милые зверьки, и они привозили их себе на родину, в Европу. Путешествие было долгим и трудным, поскольку в те времена не было быстроходных кораблей и самолётов. Морские свинки становились любимцами моряков. Когда моряки приезжали домой, они дарили морских
свинок своим детям.
Вопрос: Почему этот зверёк называется морской свинкой?
Ответ: Потому что привезен из-за моря. Свинка – потому что писк напоминает хрюканье поросят.
У себя на родине морские свинки обитают в лесах. Питаются травой, семенами растений, фруктами. В домашних условиях они неприхотливы, едят овощи (морковь, капуста, варёная картошка), зерно, траву или сено.
В настоящее время выведено много пород морских свинок. Они отличаются длиной шерсти и окраской.
При содержании в домашних условиях морские свинки неприхотливы в питании, легко приручаются и становятся домашними любимцами. Продолжительность жизни морских свинок составляет 10 лет.
2. Тактильное знакомство с животным. Теперь давайте поближе познакомимся с этим зверьком. Детям предлагается погладить морскую свинку, показываем, как правильно это сделать, чтобы зверьку было приятно.
3. Описание животного с опорой на полученный тактильный опыт. Скажите, какая она на ощупь. Посмотрите на пятнышки на шерстке. Какие они (цвет, размер)? Посмотрите на лапки. Сколько у нее пальчиков? А есть ли у морской свинки хвостик? Правильно, хвостика нет.
4. Наблюдение за поведением животного, определение его эмоционального состояния. Дети наблюдают за поведением животного, на то, как оно реагирует на происходящее.
5. Игра «Накорми животное». Показываем детям карточки с изображением разного корма, дети говорят, что зверёк ест, а что ему в пищу не годится.
6. «Что напутал художник?». Показываем рисунки с изображением морской свинки, в которых допущены ошибки (свинка с длинным хвостом, свинка плавает, свинка ест мясо).
7. Предлагаем детям раскрасить контуры морских свинок.
Для детей с умственной отсталостью характерна незрелость эмоционально-волевой сферы, которая выражается в поверхностности и зачастую неадекватности испытываемых детьми эмоций, низкой мотивации и слабости волевых усилий.
Большинство детей с удовольствием шли на контакт с животным с первого же занятия, но были и такие, кто боялся. В качестве одного из примеров можно привести 12 летнюю Аню. Педагоги говорили, что она боится животных и гладить их не станет. На первых занятиях девочка, глядя на других детей, не отказалась от тактильного контакта с животным, но брать его в руки не стала. К нам относилась настороженно, в основном молчала, не отвечала на задаваемые вопросы. Через четыре занятия Аня сама попросила дать ей подержать кролика. Через восемь занятий Аня стала более общительна с нами, подбегает, спрашивает, как у нас дела и кого мы им сегодня покажем, отвечает на вопросы о животных.
Другой пример – мальчик Саша, 13 лет. Мальчик очень любит животных, но боялся змей. Однако, послушав рассказ о змее (что она неядовита и безобидна) и глядя на ребят, которые змею не боялись, он сначала погладил её, а затем попросил взять её на руки. Когда через несколько занятий мы снова принесли ту же змею, Саша уже не боялся и с удовольствием держал её. Таким образом, большую роль в преодолении страха перед незнакомым имеет пример других детей.
Во время проведения занятий необходимо поддерживать положительные эмоции у детей, стараться предотвращать насмешки
над теми, кто по какой – либо причине опасается контакта с животным. В качестве иллюстрации можно привести в пример Аню. На одно из занятий мы привели пони. После короткого рассказа стали катать детей. Сначала катались те, кто посмелее, Аня наблюдала за детьми. На первое предложение сесть на лошадку отказалась, потом покормила пони хлебом, погладила. После второго предложения покататься Аня согласилась, подошла к пони, но испугалась в последний момент. В третий раз девочка сама захотела сесть на лошадку, но в момент посадки другие дети стали над ней смеяться, и она, расплакавшись, отошла в сторону.
Наиболее благоприятный климат складывается в небольших группах по 7-10 детей одного возраста и с одинаковым уровнем умственного развития [2, 3]. В условиях нашей работы не всегда получается следовать данной рекомендации, поскольку занятия проводятся на аудиторию 2-3 класса, а на занятии с пони присутствовали ученики всего младшего и среднего звена.
По наблюдениям педагогов, работающих в школе, дети, пишущие слова только по трафарету, после общения с животными начинают писать сами.
По нашему мнению, зоотерапия – одно из перспективных направлений в реабилитации умственно отсталых детей, и поэтому требует более тщательного изучения.
Бажина Э.А., Соловьева Е.Н.