^
РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЯ
Ощущение — отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств.
^ Абсолютная чувствительность — психофизическая характеристика чувствительности индивида, которая характеризует способность индивида ощущать предельно малые по интенсивности воздействия объектов реального мира.
Психофизиологические функции — функции коры головного мозга, обеспечивающие взаимосвязь между физиологическими и психическими процессами.
Развитие ощущений ребенка в значительной степени обусловлено развитием у него
психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербальных, тонических и др.). По отношению ко всем видам чувствительности следует заметить, что
абсолютная чувствительность достигает достаточно высокого уровня развития уже в первый год жизни ребенка. На последующих этапах взросления у малыша развивается способность различать ощущения, что прежде всего отражается во времени реакции на физические раздражители. Так, начиная с 3,5 лет и кончая студенческим возрастом происходит постепенное и неуклонное укорочение времени реакции индивида на раздражитель (Бойко Е. И., 1964). Причем время реакции ребенка на неречевой сигнал будет меньше времени реакции на речевой стимул.
Одновременно с развитием ощущений у детей в возрасте от 2
до 6 лет продолжается развитие восприятия. Как вы уже знаете, Б. М. Теп-лов говорил о том, что признаки предметного восприятия у ребенка начинают проявляться в раннем младенческом возрасте (2-4 месяца), когда начинают формироваться первые действия с предметами, а к 5—6
месяцам у ребенка отмечается возрастание случаев фиксации взора на предмете, которым он оперирует. Именно с этого возраста начинается непосредственное развитие восприятия.
Перцептивные действия — структурные единицы процесса восприятия у человека, которые обеспечивают сознательное преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру.
По мнению А. В. Запорожца, развитие восприятия вступает в принципиально новую фазу при переходе от раннего к дошкольному возрасту. В этот период под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.
В настоящее время в отечественной психологии сложилось представление о развитии восприятия как о процессе развития и формирования
перцептивных действий. Причем в развитии перцептивных действий индивида в возрасте от 3
до 6 лет (т. е. в преддошкольном возрасте) можно выделить по крайней мере три основных этапа (Венгер Л. А., 1981).
^ Первый этап развития и формирования перцептивных действий. Первый этап связан с формированием у ребенка материальных, практических действий с предметами, развитие которых происходит в процессе игры-манипуляции с малознакомыми предметами. Причем
ведущую функцию в контакте с предметным миром у ребенка пока выполняют руки. Именно руки через действия и переместительные движения, осуществляемые с объектом, «предоставляют» маленькому человеку информацию об основных пространственных характеристиках предмета: его форме, объеме, месте положения в перцептивном поле и др. В результате через практический опыт у ребенка не только создается представление о предметах материального мира, но и формируются операции психической деятельности, на основе которых ребенок учится и приобретает возможность адекватно воспринимать окружающий его реальный мир.
^ Второй этап развития и формирования перцептивных действий. На втором этапе перцептивными действиями становятся сами сенсорные процессы. Ребенок начинает вполне адекватно воспринимать предметы реального и мира без непосредственного материального контакта с ними. Это происходит потому, что его рецепторные аппараты сами совершают определенные действия и движения. Например, ребенок уже в состоянии глазами «ощупать» предмет. Т. е. в процессе возрастного развития ребенка происходит перенос его внешних практических действий во внутренний план. Данный процесс, как вы знаете, Л. С. Выготским был назван
интериоризацией. Именно в интериоризации заключена суть психического развития человека.
^ Третий этап развития и формирования перцептивных действий. На третьем этапе перцептивные действия становятся еще более скрытыми, свернутыми, сокращенными. Внешние (эффекторные) звенья исчезают, а само восприятие начинает казаться пассивным процессом, не имеющим внешних проявлений. Но на самом деле это не так. Восприятие по-прежнему остается активным процессом, только оно полностью выполняется во внутреннем плане, т. е. полностью становится элементом и задачей психической деятельности ребенка.
Интериоризация — формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.
Перцептивные эталоны — общепринятые характеристики свойств предметов, позволяющие человеку оценить адекватность воспринимаемого предмета.
^
РОЛЬ ТРУДА В РАЗВИТИИ ВОСПРИЯТИЯ
Е

сли задуматься над вопросом, что является важнейшим условием для развития восприятия у ребенка, то психолог сразу ответит, что таким условием является прежде всего
труд. У детей он может проявляться не только в форме общественно-полезного труда, например выполнения ребенком своих домашних обязанностей, но и в форме рисования, лепки, занятия музыкой, чтения и др., т. е. в форме разнообразной познавательно-предметной деятельности.
Развитие перцептивных действий происходит значительно быстрее и с большей эффективностью, если ребенок имеет
возможность сопоставлять воспринимаемые объекты с перцептивными эталонами. Такими эталонами, например, при восприятии формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета — спектральная гамма и др. Однако на первых этапах ребенок не может самостоятельно сопоставить эталон с воспринимаемым предметом, для этого ему необходима помощь взрослого.
Поэтому важнейшим условием успешного психического развития ребенка является его постоянный
контакт со взрослыми. Такой контакт легче всего установить
в игре. Принимая участие в игре ребенка, родители и ближайшие родственники обеспечивают успешное развитие его психических познавательных процессов.
^
ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
Следующий, не менее интересный вопрос — это вопрос о том, как и в чем проявляются особенности детского восприятия в сравнении со взрослым человеком.
Прежде всего, ребенок совершает большое количество ошибок при оценке пространственных свойств предметов. Даже линейный глазомер у детей развит значительно хуже, чем у взрослых. Например, при восприятии длины линии степень ошибки ребенка может быть примерно в пять раз больше, чем у взрослого человека. Еще большую трудность представляет для детей восприятие времени. Ребенку очень трудно овладеть такими понятиями, как «завтра», «вчера», «раньше», «позже». Определенные затруднения возникают у детей и при восприятии изображений предметов. Так, рассматривая рисунок и рассказывая, что на нем нарисовано, дети дошкольного возраста часто совершают ошибки в узнавании изображенных предметов, называя их неправильно, так как пока еще улавливают только случайное или малосущественное сходство их с тем, за что они их принимают.